С 26 марта по 12 апреля все школы Санкт-Петербурга перешли на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Как это проходит - в нашем материале.
Урок на расстоянии
Как же все выглядит на самом деле? В лицее № 369 Красносельского района система онлайн запущена еще несколько лет назад.
По словам К. Тхостова, все классы обеспечены камерами, у педагогов есть микрофоны. Ну а ребенку, чтобы непосредственно присутствовать на таком уроке, необходимо просто иметь любой гаджет.
«Мы давно работаем на платформе электронного журнала, - поддерживает коллегу директор президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. - Она позволяет организовать дистанционное обучение вместе с видеоконференциями. Дисциплина строгая. Удаленно - не значит вполсилы».
Организация занятий на дому: 5 шагов
- Вместе с ребенком (обязательно с ним!) определите часы для занятий. Узнайте, когда он чувствует себя больше всего настроенным учиться в течение дня, и закрепите это время. Больше трех часов заниматься не стоит - этого более чем достаточно.
- Помогите школьнику найти подходящего учителя (видеоуроки). Просмотрите варианты, поинтересуйтесь, какой ему больше нравится. Пусть ребенок сам выберет педагога и форму занятия, а родитель лишь мягко направит его.
- Найдите вместе с детьми интересные источники знаний помимо школьной программы. Покажите, что учиться, узнавать что-то новое - здорово и интересно. По возможности смотрите вместе научно-популярные фильмы, видео на YouTube - те, что интересны для их возраста. Позвольте в библиотеке выбирать книги, которые их больше интересуют.
- Меньше говорите об учебе и ни в коем случае не обвиняйте школьника в безделье, ведь оно случилось не по его воле. Важно объяснить, что дистанционное обучение - не каникулы, а просто другая форма получения знаний. И помните, что образовательный процесс не должен тяготить ребенка, ему нужно и отдыхать.
- Договоритесь о форме отчета по проделанной работе. Если сын/дочь всегда справлялись сами, пусть продолжают в том же духе, но обязательно рассказывают, что интересного узнали во время онлайн-уроков. Ненавязчивый контроль поможет родителям быть в курсе процесса.
Главный минус - недостаток общения
Формат дистанционного обучения может быть очень удобным, и в то же время специалисты отмечают, что социальная функция, которую в воспитании юного поколения осуществляет школа, теряется.
Дома можно самому выбрать и способ получения информации: чтение, просмотр видео, прослушивание лекций. Школьник имеет возможность остановить выбор на более приятном ему голосе, понятном слоге и т. д. А также учится управлять и собой, и своим временем, силами.
А вот общения с одноклассниками, беготни по школе, каких-то мероприятий с классом, коллективных работ на дистанционке детям катастрофически не хватает. Из-за дефицита общения со сверстниками нет узнавания типичных ситуаций, которые случаются в этом возрасте. Ведь на каждом этапе взросления - свои выяснения отношений».
«Кто хочет учиться - халтурить не станет»
Если со школьниками, за дистанционным обучением которых проследят родители, все понятно, то как быть со студентами?
«Помимо российских студентов в нашем вузе числятся более тысячи иностранцев.
В феврале основную часть учащихся мы перевели на дистанционное обучение, а в марте - весь университет, - говорит он. - По каждой дисциплине у нас существует план рабочей программы, есть внутренний электронный курс. Помимо внешних интернет-платформ используем формат вебинаров. Единственное, что остается, - фиксировать ход образовательного процесса. Для нас это отличный повод для того, чтобы продемонстрировать педагогам эффективность использования образовательных технологий».
Экстренно отреагировали и в «Военмехе»: проректор вуза Марат Гогуадзе рассказал, что в университете обучаются много китайских студентов, которых еще до объявления пандемии успели проверить на вирусы. Выявили троих учащихся с признаками ОРВИ, их немедленно поместили в карантин в отдельный блок. После этого ректорат оперативно принял решение о переходе на дистанционный формат: «Остальных, кто не успел вернуться из Китая, международный отдел перевел на такой же дистанционный режим. У каждого студента в электронном доступе имеется свой личный кабинет, как и у преподавателя. Спада по успеваемости студентов не ожидается - кто хочет получить знания, будет усердно заниматься. Задания высылаются через Интернет, проводятся онлайн-лекции, а также конференции - по скайпу. Организуем и семинары, и некоторые лабораторные работы. Все прекрасно понимают, что в цифровой век многие вещи можно проектировать в информационном формате».
Справка
Горячая линия по вопросам организации обучения с использованием дистанционных технологий:
- (812) 576-34-37 - учреждения общего образования (школы);
- (812) 576-18-65 - учреждения среднего профессионального образования.
Обращения также можно направить через портал «Петербургское образование», пройдя по ссылке: https://petersburgedu.ru/feedback.