Какой он, современный педагог? Как надо построить урок, чтобы все были поглощены делом? И как удается сохранить терпение и любовь к ребенку, если что-то не получается? Об этом «АиФ-Петербург» рассказал директор гимназии № 56, заслуженный учитель России, педагог с 30-летним стажем Сергей Данилов.
Научить учиться
Сергей Данилов: Учителя. Особенно в начальных классах. Встреча с наставником для малышей в это время многое значит, иногда она определяет всю дальнейшую судьбу. Большая удача, если на жизненном пути встретил своего Учителя. Случается так: школа может быть не на самом хорошем счету, но в ней работает такой педагог, который сможет окружить ребенка вниманием и заботой, раскроет его способности. А это самое главное. Скажу больше. История любой школы начинается с учителя, идеи, команды единомышленников, которая стремится работать так, чтобы детям хотелось возвращаться снова и снова. В такой атмосфере даже самый трудный подросток через некоторое время способен реализовать себя. Главное при этом - неравнодушие, время и трудолюбие. Без любви к своему делу и детям в нашей профессии делать нечего.
- Но как достучаться до каждого, найти индивидуальный подход, если в классе 30, а то и 40 человек, как сегодня, например, в школах Пушкина?
- В нашей 56-й гимназии в текущем году мы набрали десять (!) первых классов и везде по 30 учеников. Конечно, хотелось бы по 25, но наполняемость - не основное. Потому что плохой учитель и пять человек толком не научит, если у него нет методики, умения подать материал. Это нередко видно по молодым специалистам. Они приходят с кругозором, хорошей подготовкой, однако не представляют, как донести полученные знания до своих подопечных. А ведь их обязанность - научить ребенка учиться. Решать маленькие, но исследовательские задачи. Быстро извлечь из горы справочников, энциклопедий и компьютера нужные сведения. А главное - думать и размышлять.
Реформы без конца?
- Наше образование постоянно реформируется. Как вы на практике воспринимаете бесконечные эксперименты и подвижки? Астрономию, например, сначала запретили, затем снова ввели в программу. В этом году собираются всех усадить за шахматы.
- Возвращение астрономии приветствую, и не только потому, что сам преподаю этот предмет. Шахматы тоже у нас в гимназии давно входят в дополнительное обучение. Но иногда хочется сказать руководителям, от которых зависит развитие образования в стране: «Давайте возьмем определенную модель и будем ее придерживаться хотя бы на протяжении десяти лет». Одного поколения учеников. Создадим методику, поймем логику происходящего. Я тридцать лет в школе и еще не помню периода, когда первоклассники закончили бы ее с учетом норм и стандартов, действовавших на момент поступления. Изменения происходят каждый год. Что-то вводится, что-то, наоборот, исключается. Но работать в постоянно меняющихся условиях очень сложно.
- Насколько актуальны такие перемены?
- Принимается немало полезных вещей, однако многие нынешние новшества в нашей гимназии, например, созданы задолго до реформ. Так, сегодня ставка делается на профильное обучение. Но мы уже с 1997 года напрямую работаем с целым рядом научно-исследовательских центров. Наши дети активно посещали, например, лекции в Ленинградском электротехническом институте. Затем они на кафедрах в присутствии ученых защищали свои работы и даже поступали в вуз по их результатам. Налажено сотрудничество и с другими университетами. Поэтому когда начинается очередная переделка, мы можем показать уже конкретные результаты.
- Недавно в 56-й гимназии министр просвещения Ольга Васильева проводила открытое Всероссийское родительское собрание, транслировавшееся на всю страну. У вас контакт с мамами-папами давно налажен. В чем секрет понимания?
- Все строится на открытости и доверии. Стараемся придерживаться принципа: родители - наши союзники и единомышленники. Все главные праздники мы проводим только вместе с папами и мамами. Для этого снимаем концертные залы, стадионы. Обстановка на таких встречах удивительная. Пять тысяч человек ощущают себя единым целым. Кстати, мы участвуем во многих конкурсах, и родители часто входят в команду, представляющую гимназию. И с детьми, и со взрослыми ведем честный разговор. Первыми в городе мы стали публиковать открытый отчет о работе гимназии. Публично, на всю страну, отчитались за средства, полученные в национальных проектах. А когда все наглядно, отношения становятся более открытыми, доверительными.
- А как быть с теми, кто считает школу сферой услуг, а учителя, получается, прислугой? Таких сегодня немало.
- Категорически против подобной постановки вопроса. К сожалению, сегодня в обществе главенствует мораль потребления. Об этом точно сказано в одной из песен Юрия Визбора: «Все на продажу понеслось, а что продать, увы, нашлось». Сознание многих людей нацелено, прежде всего, на «добычу» и приумножение материальных благ. Это культивируется в семье, поддерживается в обществе. Отсюда позиция: школа - сфера обслуживания. Сказывается и то, что в средствах массовой информации очень мало положительного, рассказов о работе учителя. Если происходит какое-то ЧП, оно моментально попадает в новостные ленты. А когда мы в свое время победили на конкурсе «Лучшая школа России», сообщения были более чем скромными. И это общая тенденция. В Петербурге немало школ самого высокого уровня, там трудятся настоящие подвижники, патриоты. Давайте начистоту: много вы в столь уважаемой газете пишете о таких профессионалах? Отсюда, в том числе, и встречающееся порой пренебрежение, хамство по отношению к учителю.
Обман сразу чувствуют
- Но иногда и «сеятели доброго, вечного» ведут себя недостойно. В социальных сетях немало видеозаписей, где учителя кричат, бьют ребенка книжкой, головой о парту. В ответ - встречная агрессия.
- Никогда не поверю, что учитель от первой же выходки ученика поднимет на него руку. Скорее всего, это осознанная провокация или целенаправленные действия. Умноженные на нездоровое желание некоторых современных подростков выложить скандальный ролик на всеобщее обозрение и собрать побольше «лайков». В любом случае, в ситуации надо серьезно разбираться, это прямая недоработка семьи и школы. Но в целом учитель должен быть готов ко всему и даже в сложной обстановке обязан вести урок, дать детям необходимое.
- Сегодня многие ученики развиты, подкованы. Не «вылезают» из Интернета и могут у педагога на уроке спросить то, чего он не знает. Что делать в такой ситуации?
- Когда стоял у доски, никогда не стыдился признаться: да, чего-то не знаю. Но выясню и в следующий раз обязательно расскажу. Убежден - с детьми надо вести честный разговор. Врать категорически нельзя. Общение может быть только искренним. Обман, фальшь они сразу улавливают и долго не прощают. Сейчас у нас в фойе висят баннеры, посвященные физике, выдающимся ученым. На них много формул, которые выходят за пределы программы. Я собрал учителей, ведущих этот предмет, и сказал: «Посмотрите, все эти определения вы должны знать. Потому что обязательно наступит момент, когда семи- или восьмиклассник Вася Сидоров подведет вас к ним и спросит: «Что это значит?». И если не ответите, многое будет потеряно навсегда».
- В образовании традиционно трудится больше женщин. А что должно привлечь мужчину настолько, чтобы он, как вы, отдал школе всю жизнь?
- Должно быть интересно, тогда увидим много представителей сильной половины. Я пришел в школу в 1986-м. При норме 18 в моем расписании стояло 29 уроков в неделю. Преподавал от математики до музыки. И все на «ура». Больших денег здесь никогда не получишь, поэтому в школе работают не за вознаграждение, а за насыщенную жизнь, драйв, энергетику, которую она дает. У нас около 50 мужчин, а всего 359 педагогов. Большинство - яркие, активные личности, сплоченный коллектив. Многие поют, пишут стихи, музыку. При том, что каждый профессионал, «предметник». Стараемся всех поощрять, замечать успех, отметить достижения. Школа - не просто работа, а наша жизнь.