Петербургский Эрмитаж обвинили в том, что на выставке «Фаберже — ювелир императорского двора» представлены экспонаты-фальшивки, и они составляют, как минимум, четверть экспозиции. В самом Эрмитаже претензии с порога не отвергли, провели исследование, после чего заявили – обвинения это «базарный крик» и «наезд на русское коллекционирование». Что произошло в сокровищнице культуры и искусства северной столицы?
Открытое письмо
Выставка «Фаберже — ювелир императорского двора» открылась в Эрмитаже в конце прошлого года. В экспозиции оказались как предметы из коллекции самого Эрмитажа, так и ювелирные изделия, предоставленные частными коллекционерами. В начале года лондонский коллекционер Андрей Ружников написал открытое письмо директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, заявив, что в музее выставлены «вульгарные новоделы».
В частности, Ружников объявил, что 25 экспонатов из 102 представленных на выставке это фальшивки, изготовленные нашими современниками, а не легендарным ювелиром. В частности, среди предполагаемых фальшивок - пасхальное яйцо «Курочка» (его оригинал находится в Музее Фаберже Виктора Вексельберга), а также, вероятно, яйцо «Юбилейное свадебное», якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо «Александр Невский». Эксперт заявил, что в официальный оборот не введены документы, которые подтверждали бы, что эти два яйца были изготовлены Фаберже.
«Все это произведения даже не 20-го, а 21-го века», - уверен Ружников.
Старые счеты?
Но можно ли считать эксперта полностью объективным? В публикации журнала Forbes за 2011 год можно найти описание того, как представители олигарха Виктора Вексельберга, партнеры фонда Aurora Fine Art Investments Владимир Воронченко и Андрей Ружников на «русских торгах» Christie’s пытались купить подарочную табакерку Фаберже с портретом императора Николая II. Однако буквально из-под носа за пол-миллиона фунтов стерлингов у них ее увел некий бизнесмен Александр Иванов, который, по информации журнала, уже несколько лет скупал изделия Фаберже по всему миру.
К середине прошлого десятилетия он, по его собственному утверждению, стал владельцем крупнейшей коллекции изделий Фаберже на планете (более 3 тысяч экспонатов) и открыл частный музей в Баден-Бадене.
Мир коллекционеров – маленький, позволить себе столь грандиозные покупки могут немногие, и, понятно, что Ружников с Ивановым – давние знакомые, и их отношения трудно назвать дружескими. Между тем, именно коллекция Иванова и стала одной из основ для выставки в Эрмитаже.
Кстати, Ружников не впервые выступает с громкими заявлениями о подделке тех или иных изделий Фаберже.
Отнеслись серьезно
В феврале 2021 года Михаил Пиотровский подтвердил получение письма от Ружникова – по его словам, тон был таковым, что отвечать эксперту он не стал, однако в Эрмитаже сочли нужным отреагировать на подозрения. Тем более, что эксперты согласны: популярность и стоимость изделий Фаберже такова, что подражатели, имитаторы и фальсификаторы начали появляться еще при жизни самого ювелира, поэтому теоретически может быть оспорена подлинность любого изделия, впервые представленного широкой публике. При этом, как отметил Михаил Пиотровский, документы, квитанции, наличие клейм лишь частично помогают установить подлинность.
Поэтому, реагируя на обвинение, директор Эрмитажа рассказал, что экспертам было поручено «исследовать историю новых вещей Фаберже, которые у нас на выставке были представлены». Изучались также и представленные документы .
«Был доклад Александра Иванова (того самого конкурента Ружникова, гендиректора Музея Фаберже в Баден-Бадене - прим.ред.), связанный с новыми появившимися вещами Карла Фаберже. По всем этим документам есть архивные ссылки, мы будем изучать дальше», - пояснил Михаил Пиотровский.
Мир музея и мир рынка
И вот – проверка завершена. По словам Пиотровского, громкие заявления Ружникова не нашли подтверждения. Действительно, на части предметов, про возможную подделку которых заявили эксперты, есть следы неудачных «коммерческих» реставраций, и именно они и вызвали сомнения. Подлинность же предметов подтверждена, в том числе, архивными документами. К примеру, известно, что супруга Николая II, Александра Федоровна, дважды просила переписать неудачное, по ее мнению, изображение на том самом «Юбилейном» пасхальном яйце.
Что касается самого скандала, то, уверены в Эрмитаже, все происходящее надо расценивать как элемент конкурентной борьбы: «Конечно, это наезд одних конкурентов на других, это наезд на русское коллекционирование, потому что Россия много коллекционирует Фаберже и покупает на Западе», — заявил РБК директор Эрмитажа.
Впрочем, как выясняется, он даже благодарен за раздавшийся «базарный крик».
«Этот наезд на Эрмитаж тоже экспонат выставки», - пояснил свою мысль Пиотровский. «Мы много раз писали, что выставка про то, что существует вокруг Фаберже <...>. Нам и хотелось, в частности, показать, что есть разные миры. Есть мир рынка, и есть мир музея», - рассказал он.
Так что, случившийся конфликт – это как раз и есть пересечение с тем самым «миром рынка», где царят страсти, неудовлетворенные амбиции и крутятся очень большие деньги.
Ювелир Его Величества
Напомним, что уроженец Санкт-Петербурга, ювелир Петер Карл Фаберже в 1882 году получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Его фабрика обеспечивала ювелирными изделиями самые знатные семейства Российской Империи.
После революции фабрика была национализирована, а немалая часть ювелирные изделий досталась советской власти – часть была отправлена в Эрмитаж, но сотни работ с клеймом Фаберже так или иначе были вывезены за пределы страны. Самыми популярными и самыми дорогими работами ювелира считаются пасхальные «яйца Фаберже». Несмотря на то, что после революции прошло более 100 лет в оборот время от времени вводятся новые изделия Фаберже, которые хранились в различных семейных коллекциях – среди них, конечно, попадаются и подделки, что заставляет экспертов настороженно относиться к любой новой находке.