Финны кричат «Караул!» Зачем НАТО нужны провокации на Балтике?

В Финском заливе начинают курсировать НАТО-вские корабли © / Погрануправление Финляндии

Страны НАТО приступили к реализации проекта «Балтийский караул» (или «Балтийский часовой»), который официально направлен на «защиту критически важной подводной инфраструктуры». Однако мало кто сомневается, что это подготовка к возможной морской блокаде России на Балтике — и если эта версия подтвердится, то вопрос кто и зачем рвал подводные кабели на дне моря, можно будет считать закрытым.

   
   

Почему Финляндия выбрала для себя роль «гавкающей собаки» НАТО и насколько далеко готовы зайти прибалтийские страны в своих провокациях — разбирался «АиФ-Петербург».

Важная часть инфраструктуры

Подводные кабели, которые соединяют страны и континенты, в современном мире действительно важнейшая часть критической инфраструктуры. Немалая их часть проходит по дну морей и океанов, и потому подвержена всевозможным рискам — от стихийных бедствий до аварий, связанных с передвижением кораблей. Однако обрывы линии связи и иных коммуникаций на Балтике, которые участились в последние два года, действительно происходят слишком часто, чтобы это выглядело совпадением.

Началось это с октября прошлого года, когда был поврежден газопровод Balticconnector, ведущий из Эстонии в Финляндию. В ноябре этого года было оборвано сразу два интернет-кабеля, которые соединяют южные берега Балтийского моря со странами Скандинавии. А в декабре был поврежден еще один кабель, соединяющий Эстонию и Финляндию.

Разумеется, балтийские страны обвиняют в происходящем Россию — так ответственность за последний случай Финляндия возложила на экипаж танкера Eagle S, который вышел из российского порта Усть-Луга. Финны задержали этот корабль прямо в море, и вся обстановка напоминала какой-то триллер — над танкером-тихоходом завис вертолет, с которого на палубу попрыгали бравые финские спецназовцы.

Судно отбуксировали в ближайший финский порт, а обыватель в Суоми был в восторге — как же, наконец-то показали этим русским!

Финские военные высадились на палубу танкера как в голливудском кино Фото: Yle.

Проблема оказалась в том, что захваченное финнами судно ходит под флагом государства Острова Кука, оператором танкера выступает компания Peninsular Maritime India PVT. Ltd., а экипаж состоит из индийских и грузинских моряков.

   
   

Это, конечно, не помешало финнам предположить, что капитан выполнял задание российских спецслужб — но смотрится эта версия вяло, и по итогам судебного разбирательства не исключено, что именно финская сторона получит иски от владельцев груза за понесенные убытки.

Не подтвердилась и версия, что к остальным технологическим ЧП на Балтике как-то причастна Россия — в большинстве случаев расследование вывело на китайские суда, а один раз подозреваемым оказался сухогруз из Гонконга.

Захваченный финнами танкер с российской нефтью Фото: Yle.

Компания озабоченных

Тем не менее, это не помешало прибалтийским странам, входящим в НАТО, провести на этой неделе срочный брифинг.

В Финляндии собралась целая компания европейских гуманистов и сторонников мира во всем мире — принимал гостей президент Суоми Александер Стубб, а среди присутствующих оказались премьер-министр Эстонии Кристен Михал, генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Польши Дональд Туск, премьер-министр Дании Метте Фредериксен, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон и заместитель председателя Европейской комиссии Хенна Вирккунен.

Характерно, что представителей США на этом празднике миролюбия не было — неудобно как-то с Данией и Гренландией могло бы получиться.

«Я полагаю, что Россия решила испытать такую форму гибридного воздействия в надежде вызвать хаос и неуверенность в странах Балтийского региона. Теперь же в сторону России посылают сигнал, что такими методами этого не стоит пытаться добиться, иначе последует мощная ответная реакция», — восторженно прокомментировал собрание директор Международного центра оборонных исследований Эстонии Кристи Райк.

По итогам саммита генеральный секретарь НАТО Марк Рютте и сообщил, что НАТО запускает проект «Балтийский часовой» (Baltic Sentry) для обеспечения безопасности инфраструктуры в Балтийском море.

На данный момент «мощная ответная реакция» свелась к тому, что в Финском заливе начали курсировать туда-сюда целых два военных корабля — один ВМС Швеции, другой Финляндии.

Патрульные суда в Финском заливе Фото: Yle.

Провода только повод

Но лиха беда начало. Кораблей может стать больше. Тем более, что никто и не скрывал — повреждение кабелей это только повод к обострению ситуации на Балтике. А истинная цель — блокировка так называемого «теневого флота» танкеров, которые вывозят нефть из российских портов.

«Использование Россией так называемого „теневого флота“ представляет особую угрозу для морской и экологической безопасности в регионе Балтийского моря и во всём мире», — попытался спрятаться за словами про заботу об экологии президент Финляндии Александер Стубб.

Суть в том, что каждое такое судно должно быть застраховано, и в рамках санкций европейцы пытаются запретить страховым компаниям оформлять подобные документы, и соответственно в перспективе надеются начать экономическую блокаду России со стороны Балтики.

Кому выгодно в этой связи устраивать диверсии на Балтике (особенно с учетом судьбы «Северного потока») — очевидно.

Три богатыря, которые намерены ограничить Россию на Балтике  - эстонский Кристен Михал, финский Александер Стубб и НАТО-вский Марк Рютте Фото: Yle.

Финские пираты на Балтике?

А для полноценной блокады НАТО надо будет прямо в международных водах начать останавливать идущие из России суда.

Будет ли это считаться пиратством с точки зрения международного права — интересный вопрос, и готовы ли те же самые финны или шведы поискать ответ на него на свои головы — не менее интересный. Ведь нетрудно предположить, что если так пойдет, то рано или поздно танкеры из российских портов начнут выходить под защитой кораблей ВМФ России. 

Хотя финский журналист Кости Хейсканен убежден, что общество в Суоми отравлено пропагандой и милитаризмом, и, кажется, искренне хочет войны с Россией. При этом финские чиновники пока сохраняют некие опасения, да и избрание Трампа спутало карты.

«Я не видел до сих пор никаких подтверждений тем обвинениям, что выдвигаются против России. Есть только голословные заявления, но доказательств причастности РФ к авариям на Балтике никто так и не смог предоставить. Но, конечно, Россию хотят блокировать на Балтике, и это один из приоритетов НАТО. А для Финляндии выбрана роль гавкающей собаки, которая обвиняет Россию, разжигает ненависть и постоянно занимается провокациями.

При этом на данный момент времени финское руководство, как и власти прочих прибалтийских стран находятся в некоей растерянности — того же Стубба не пригласили на инаугурацию Трампа, и поэтому они пока не знают, каких действий потребует от них новый хозяин Белого дома.

И все провокации осуществляют по инерции, без огонька, главным образом, чтобы снискать аплодисменты у оболваненных пропагандой обывателей», — считает Кости Хейсканен.