Гамзатова перепутали с Газмановым? В Петербурге опять путаница с табличками

Оскорбился бы сам поэт такой нелепостью? Вряд ли. Но за Петербург все-таки обидно © / Из личного архива

В культурной столице России очередной скандальный инцидент с установкой мемориальной таблички, посвященной деятелю культуры. На этот раз «пострадал» легендарный дагестанский поэт Расул Гамзатов — в сквере его имени установлена памятная табличка, на которой в фамилии сделана обидная ошибка. Дважды Расула Гамзатова называют правильно, а вот на третий раз он становится Газматовым.

   
   

Возможно, авторы надписи перепутали поэта с популярным певцом Газмановым?

К 100-летию поэта

Сквер имени поэта был обустроен в Калининском районе Петербурга к 100-летию Расула Гамзатова. Этот юбилей отмечался в 2023 году. На входе в сквер стоит стела, к которой прикреплены правила поведения на территории, а также краткая информация о самом поэте. В ней-то и допущена ошибка.

Та самая табличка Фото: telegram-канал 78.ru

Характерно, что в администрации Калининского района, которая по идее как раз согласовывала и принимала проект сквера, о допущенной орфографической нелепости узнали только от самих жителей города. Простые петербуржцы оказались более внимательны и грамотны, чем ответственные районные чиновники.

В администрации сослались на то, что ошибка была допущена подрядной организацией, и заверили, что табличка уже отправлена на переделку, и все расходы в этой части понесёт предприятие-виновник.

И хотелось бы на этом месте остановиться, и процитировать самого Расула Гамзатова — «поверьте, первая ошибка не страшна, и первая обида не важна». Да вот проблема: подобные ошибки в культурной столице России случаются с пугающей регулярностью.

Майя, ацтеки — какая разница?

Чаще всего не везёт учёному Юрию Кнорозову, который расшифровал письменность майя. И если в его имени и фамилии ошибок обычно не делают, то в оформлении мемориалов путаница почти неизбежна. В 2022-м году, к 100-летию со дня его рождения, на фасаде дома в Петербурге, где жил Кнорозов, установили мемориальную доску. На табличке был изображен портрет учёного на фоне, как изначально предполагалось, календаря майя. Однако выяснилось, что на это ацтекский Камень Солнца.

   
   

«Это же ацтекский диск, мы его в Национальном музее антропологии Мехико созерцали. Какие ацтеки? Кнорозов письменность майя расшифровывал. Или я что-то не понимаю?» — возмутилась российский литературовед и искусствовед Татьяна Пигарева.

Власти извинились, и табличку переделали. Но урок не пошел впрок. В ноябре этого года на памятном камне у дома № 10 по Гранитной улице в Петербурге, где жил Кнорозов, опять нашли ошибку. И опять — в изображении.

«Символ на камне не является иероглифом майя. Он похож на центральноамериканский символ», — рассказал специалист по письменности и культуре древних майя, кандидата исторических наук Сергей Вепрецкий.

Администрации Красногвардейского района пришлось убирать камень и менять надпись.

Политическая неграмотность

При этом районные власти допускают не только орфографические или фактические ошибки, но и — политические. Так в конце ноября в благоустраиваемом парке «Дружба» возле метро «Международная» открыли стенды, на которых были написаны названия европейских стран с их флагами.

Выяснилось, что например княжество Андорра написано с ошибкой (не хватает одной «Р»), а название Боснии и Герцеговины сократили до «Боснии». Но этого мало — на стенде появилось и государство «Косово», независимость которого Россия не признаёт, и которое является всего лишь часть Сербии.

Зато названий двух других государств, суверенность которых наша страна как раз признаёт — Абхазии и Южной Осетии, на стендах не обнаружились.

Стенд с фактическими и орфографическими ошибками открыли в парке Петербурга Фото: Фонтанка.Ру

В администрации Фрунзенского района пояснили, что парк «Дружба» только готовится к сдаче. Подрядчик принёс свои извинения и пообещал исправить ошибки.

«Спасибо жителям Фрунзенского района, я очень рад за их политическую грамотность», — отметил глава администрации района Константин Серов.

Ну что тут скажешь? Только вновь процитировать Гамзатова.

«Глаза у нас намного выше ног, в том смысл я вижу, и особый знак. Мы так сотворены, чтоб каждый мог всё оглядеть пред тем, как сделать шаг».