И снова ягодка! Как в обществе меняется отношение к возрасту и красоте

За всю историю человечества еще не было времени, когда люди настолько погружались в визуальный контент. © / ru.freepik.com

​Недавно Госдума в первом чтении одобрила законопроект о повышении возраста молодежи до 35 лет вместо сегодняшних 30. Таким образом численность молодых людей в стране увеличится на 12,7 млн человек и достигнет 41 млн.

   
   

Для чего общество сегодня пересматривает стандарты возраста и красоты? Что такое бодипозитив? Почему параметры 90-60-90 больше не эталон и людям нужно позволить иметь лишний вес? Об этом «АиФ» спросил научного сотрудника Центра молодежных исследований, старшего преподавателя департамента социологии НИУ ВШЭ - Петербург Эльвиру Ариф.

Пироги вместо пробежки

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Если верить Википедии, бодипозитив - общественное движение, выступающее за право комфортно ощущать себя в своем теле при любом внешнем виде. Вроде бы все понятно и приемлемо, но почему это вызывает такую дискуссию в обществе? Отчего людей так раздражает, что кто-то хочет быть «толстым» или «волосатым»?

Эльвира Ариф: Бодипозитив - это еще и о том, что тело не должно быть препятствием для выражения себя как личности и профессионала. Не менее важно в нем приятие тел других людей такими, какие они есть. Но, как оказалось, это нелегко. И многих по-прежнему волнуют вес и прическа соседки.

Связано это с немаловажной темой инвестирования личного времени, которое, по результатам наших исследований, приобретает все большую ценность в жизни людей. Сегодня в феминизме говорят о третьей смене у женщин: в первую они выполняют свои обязанности на работе, во вторую занимаются домашними делами и в третью ухаживают за собой для поддержания стандартов, которые приняты в обществе. И когда кто-то позволяет себе отказаться от «третьей смены», это нередко вызывает возмущение. Как же так, я трачу столько времени и денег на красоту, а соседка махнула на все рукой - ест пироги на ночь вместо пробежки. Да еще и татуировку в 50 лет набила!

Такой взгляд может подпитываться как установками, полученными еще в советское время, когда выделяться из толпы было не принято, так и современными социальными сетями. А также усиливаться под воздействием рекламодателей, призывающих активно вкладываться в привлекательность внешности. Ведь за всю историю человечества еще не было времени, когда люди настолько погружались в визуальный контент. Причем жертвами стандартизации привлекательности сейчас становятся и мужчины, которых общество также пытается подогнать под единый эталон. Хотя, конечно, не так активно, как женщин.    
   

Однако группа людей, которая больше не хочет соответствовать запросам и стереотипам общества, постоянно увеличивается. И мы наблюдаем противоборство двух концепций: «мне комфортно быть в своем теле» и «мое тело должно соответствовать». Правда, в основном подобные вопросы стоят перед представителями как минимум «среднего класса». Если речь идет о бедности и выживании, заботы о соответствии внешности стандартам уходят на задний план.

Опрос проводился в июне 2019 г. с помощью онлайн-панели «Анкетолог». Участвовали 6000 жителей РФ. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

- В ХХ веке эталоном красоты сначала были чувственные голливудские блондинки, а затем модели с пропорциями 90-60-90. Сейчас очень сложно описать какой-то идеал, есть ли он?

- А нужен ли? Существует несколько версий по поводу того, как сформировался стандарт одежды для подиума, который определяет размер моделей. Согласно одной из них, первыми манекенщицами в Париже были русские аристократки, отличавшиеся хрупкостью сложения. По другой, причиной стал послевоенный дефицит тканей в столице моды. Третье объяснение связано с кутюрными коллекциями, для создания которых используется большое количество ручного труда.

Как бы то ни было, подиумный стандарт подхватили журналы мод, а эпоха глянца только укрепила его позиции. Проведенное в нашем центре исследование показывает, что стандарты, которые задает индустрия моды, формируют так называемую весорефлексивную культуру: постоянное обязательное недовольство телом и разговоры об этом. Неудивительно, что такому порядку стали сопротивляться и отказываться от идеалов и эталонов в пользу признания привлекательности разных тел.

Но не все так оптимистично в среде, где внешность - часть профессиональной деятельности. Мы видим, что даже талантливые состоявшиеся люди все еще вынуждены подгонять себя под стандарты, делая пластические операции и сбрасывая вес до «нормативов». Не избежала этой участи английская певица Адель (лауреат 15 премий «Грэмми» сбросила более 40 кг всего за 4 месяца. - прим.ред.). В вечной погоне за стройностью пребывает и наша примадонна Алла Пугачева, хотя ей уже давно не нужно никому ничего доказывать.

Что такое «стареть красиво»?

- Сегодня активно меняется и отношение к возрасту. Фраза из фильма «Девчата»: «Надьке скоро 28 стукнет, тут не то что за Ксан Ксаныча, - за козла пойдешь» сегодня кажется смешной совсем по другой причине, чем 60 лет назад.

- Отношение к возрасту меняется на уровне как общества, так и государства, которое постепенно отодвигает взросление на законодательном уровне. Сегодня в 40 лет можно чувствовать себя так же, как и в 20, рассекая по Невскому проспекту на роликах. Стали появляться модельные агентства, которые работают с возрастными мужчинами и женщинами.

Но стандарты проникли и в это пространство! Появился термин «красивое старение». Если говорить о женщинах, это худоба, элегантная седина, следы морщин и ухода на лице, стильная, модная одежда. Идеальный образ - Мэй Маск, 72-летняя модель и мама известного изобретателя Илона Маска. Однако этот образ очень далек от реальности и разнообразия возрастных изменений, которые проходит бóльшая часть жителей планеты. На мой взгляд, понимание, что в каждом возрасте есть свои преимущества, способствует всеобщему благополучию. Изменения - не повод стыдиться, а их отсутствие - гордиться.

- Если говорить о стыде… Сегодня, в век, казалось бы, полной раскрепощенности, мы постепенно возвращаемся к табуированию изображения обнаженного тела даже в культуре. Все мы помним, как «цензуре» подвергся мозаичный Атлант на станции метро «Международная».

- Религиозное мировоззрение задает одну из систем ценностей, даже если бóльшая часть страны формально считает себя неверующей. И в христианстве, и в исламе, и в буддизме есть определенные представления о телесности, которые влияют на общество в целом. Православие и ислам (самые многочисленные конфессии в России) довольно жестко регламентируют проявления телесности, а публичное обнажение напрямую связано со стыдом. Просто так взять и избавиться от этого и запустить «голый велопробег», как, например, это делают в Брюсселе, - невозможно.

С другой стороны, в среде 20-летних развивается тренд на демисексуальность, когда сексуальное влечение возможно только при сильной эмоциональной привязанности. Молодые женщины и мужчины разграничивают телесность, эротичность и не реагируют на обнаженное тело столь остро. Получается, что сейчас мы живем во время, когда разные представления о телесности, формах ее демонстрации, чувствах и эмоциях, которые она вызывает, сосуществуют вместе. В такой ситуации могут быть перекосы в самые разные стороны. В том числе и с цензурированием. Атлант пал жертвой именно этого процесса.