Петербургский Икар. Прошло 111 лет со дня первой российской авиакатастрофы

Все произошло на Комендантском аэродроме в Коломягах, на первом Всероссийском празднике воздухоплавания. Это было масштабное двухнедельное мероприятие, которое посетили самые высокопоставленные гости, в их числе был Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович. 7 октября 1910 года авиатор Лев Мациевич попытался взять максимальную высоту.

   
   

Судостроитель, подводник и авиатор

Лев Мациевич родился на Украине, в Кировоградской области, в семье бухгалтера сахарного завода и дочери священника. Начальное образование получил на дому, а в 9 лет поступил в 3-ю Киевскую мужскую гимназию, которую успешно окончил в 1895 году. Особый интерес у него вызывали математика, физика, химия, фотография и литература. Уже тогда было ясно, что Мациевич – разносторонняя личность. После гимназии поступил в Харьковский практический технологический институт, на механическое отделение. В 1900 году стал членом Революционной украинской партии (РУП), а в 1901 попал под пристальное, но негласное внимание полиции. В конце апреля этого же года его отчислили с 5 курса, но позже, в Харьковском технологическом институте, Мациевич все же смог получить звание инженера-технолога.

1902 году Мациевич защитил проект броненосного крейсера и поступил на службу в Корпус корабельных инженеров в звании младшего помощника судостроителя. Нес службу в порту Севастополя, где выполнял технические расчеты и контролировал ход строительства и ремонта кораблей, среди которых были броненосец «Иоанн Златоуст», крейсеры 1-го ранга «Очаков» и «Кагул».

Спустя три года Мациевича назначили старшим помощником судостроителя Севастопольского порта. В марте 1907 переведен в штабс-капитаны Корпуса корабельных инженеров.

Мациевич ездил в заграничные командировки, где осваивал тонкости судостроения.

Закончил морскую академию, а после прошел курс практических занятий по плаванию на подводных лодках – его включили в список офицеров подводного плавания.

В 1907 году Мациевича перевели в Санкт-Петербург на службу в Морское министерство. Его назначили на должность старшего производителя работ в Морском Техническом Комитете.

   
   

В 1909 году зачислен в капитаны Корпуса корабельных инженеров. Его технические проекты неоднократно признавали лучшими и награждали денежными премиями.

В 1909 году всерьез увлекся авиацией, а спустя год отправился во Францию для закупки аэропланов и обучению летному делу. В результате получил диплом авиатора и привез в Россию несколько «Фарманов», которые и представил на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге.

Как Икар

На первом в России авиашоу Мациевич совершил несколько полетов, катая высших офицеров и высокопоставленных гостей, среди которых был председатель правительства Петр Столыпин. Все шло без накладок, но перед последним полетом адъютант шефа российской авиации великого князя Александра Михайловича от лица императора попросил Мациевича показать какое-нибудь авиационное достижение. Авиатор решил покорить максимально возможную для аэроплана высоту. Ровно в 18 часов «Фарман» начал разваливаться в воздухе на глазах у потрясенных зрителей, сообщает panevin.ru

Своими глазами катастрофу видел писатель Лев Успенский.

 «На летном поле к этому времени было уже не так много зрителей; и все-таки полувздох, полувопль, вырвавшийся у них, был страшен… Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то «листом бумаги», то «штопором» гораздо медленнее, а еще отстав от него, совсем наверху какой-то непонятный маленький клочок, крутясь и кувыркаясь, продолжал свое падение уже тогда, когда все остальное было на земле.

Я даже не подошел к остаткам самолета. Подавленный до предела, стоял я над неглубокой ямкой, выбитой посреди сырой равнины поля ударившимся о землю человеческим телом», – вспоминал он позже.

Похоронили Льва Макаровича на Никольском кладбище Александро-Невской лавры как национального героя. Улицы Санкт-Петербурга были заполнены народом, над траурной процессией летел дирижабль «Кречет». 

Крушение «Фармана» с гибелью Мациевича стало первой авиакатастрофой в России.

Погиб не напрасно

Свидетелем гибели Мациевича стал изобретатель Глеб Котельников. Ему пришло в голову создать устройство, которое может спасти жизнь пилота. Уже через год пройдет успешное испытание ранцевого парашюта системы Котельникова.