Как работать в экстремальных условиях? Капитан Лобусов о тайнах льда

Дмитрий Лобусов уже 13 лет стоит на капитанском мостике одного из самых мощных атомоходов мира «50 лет Победы». © / ФГУП «Атомфлот»

21 мая отмечается День полярника. Это праздник исследователей Ледового континента, тысяч людей, самоотверженно осваивающих северные территории. В Санкт-Петербурге большую работу ведет Комитет по делам Арктики, который, в том числе, занимается развитием связей города с регионами Арктической зоны России.

   
   

По инициативе ведомства Санкт-Петербург становится отправной точкой арктического туризма. Каково это – отправиться на Северный полюс? Что чувствуешь, пробиваясь через вековые льды? Об этом «АиФ» рассказал капитан атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Дмитрий Лобусов. В «точке 90 градусов» он побывал свыше 50 раз.

Рубит лед, как топором

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Дмитрий Викторович, вы 13 лет стоите на капитанском мостике одного из самых мощных атомоходов мира. А чем ваш ледокол отличается от других судов такого же класса?

Дмитрий Лобусов: «50 лет Победы» объединил лучшие технические решения предыдущих версий атомных ледоколов. Одно из них – носовая оконечность нашего судна имеет не острую, а ложкообразную форму. Это позволяет не застревать во льдах и обеспечивает большую проходимость. Также в местах, где корпус соприкасается со льдом, он покрыт нержавеющей сталью, что уменьшает силу трения. Если учесть, что с возрастом поверхности становятся шершавыми – это серьезное преимущество, которое позволяет работать долго и эффективно. У ледокола два атомных реактора, обеспечивающих 75 тысяч лошадиных сил. Он может беспрепятственно идти через льды до 3 метров. Крепкая, надежная конструкция, которая и сегодня, несмотря на солидный стаж, позволяет оставаться на плаву.

– Вы возите и туристов. Как появилась идея таких круизов?

– Первый на ледоколе «Россия» был совершен еще летом 1990 года. Тогда флоту элементарно требовались средства, приходилось зарабатывать, да и ледоколы летом задействованы не так активно. Стартовые рейсы прошли удачно и с тех пор продолжаются уже 31 год. С 2009-го путешественников на Северный полюс доставляет «50 лет Победы». Условия комфортные: хорошее питание, развлечения, но это не круизный лайнер. Живут туристы, например, в каютах экипажа, где обстановка спартанская. И все же за все годы я никогда не слышал недовольства или разочарования. Всегда полный восторг.

«50 лет Победы» объединил лучшие технические решения предыдущих версий атомных ледоколов. Фото: ФГУП «Атомфлот»

– Говорят, что ледоколы в силу своей конструкции на воде качает намного сильнее. Извините, но как при болтанке сидеть, спать? И что делать, если начнется «морская болезнь»?

   
   

– По открытой воде мы ходим мало. К тому же сейчас настолько развилась гидрометеорология, что можно четко определить погодные условия. Что касается качки, то у каждого человека с ней свои отношения. Кто-то реагирует, но большинство не замечают. Если же появились трудности, выдаем таблетки, которые защищают организм. Также у нас на судне отличный медицинский центр, где помогут справиться с проблемами.

Не трогайте медведей!

– Что же так привлекает людей в этом суровом краю?

– Новое всегда интересно. Кроме того, остаются очень сильные впечатления. Я сам, когда первый раз после училища шел по этому маршруту, не мог оторвать взгляд от ледокола, крушившего тяжелые льды. Завораживающее зрелище. Для многих это осуществление заветной мечты, романтика, пусть и холодная. Арктика красива всегда, особенно в солнечные дни, когда лучи отражаются во льдах. Кстати, погода там меняется часто и резко, что тоже добавляет эмоций.

– Эмоции зашкаливают и при встречах с белыми медведями! Слышала, что один из хищников вышел прямо к туристам.

– Мы часто встречаем медведей, когда ходим с участниками экспедиций. Я для себя поделил этих царей Арктики на три категории. Одним – интересно, особенно малышам. Они охотно приближаются к людям, позволяют фотографировать. Вторым – все равно. Сидит, ловит нерпу и всем видом показывает: «Лучше не трогайте, не мешайте». И третьи – сразу удирают. Разные характеры, как и у всех нас.

Если серьезно, мишки и другие звери – часть огромной и сложной экосистемы, где нужно соблюдать баланс. И нам необходимо совмещать экономическую выгоду от туризма и сохранность первозданной природы. Так, путешественники по программе высаживаются на архипелаг Франца-Иосифа. Сегодня там создан полярный парк. Экологи следят, чтобы группы шли по определенным маршрутам, не рвали растений, не пугали животных. Тех же медведей раньше нередко кормили с рук, сейчас это категорически запрещено. Иначе забава может обернуться несчастьем как для зверя, так и для человека.

Мишки и другие звери – часть огромной и сложной экосистемы, где нужно соблюдать баланс. Фото: ФГУП «Атомфлот»

– Вы обратили внимание на первозданность природы. Но насколько атомный ледокол безопасен для окружающей среды?

– Как раз для природы это самый безопасный вид транспорта. Мы же ходим «на пару», воздух вокруг чистый. Вы бы видели, когда судно на дизеле сдает полный реверс – небо становится черным. А у нас выхлопов нет. Мусор, продукты жизнедеятельности собираем, утилизируем, а остатки сдаем на берег. Воду, что течет из крана, тоже аккумулируем в предусмотренном для этого отсеке, обеззараживаем и сливаем.

– Ледокол отправляется в плавание на месяцы. Не исключены и экстремальные ситуации. Как идет подготовка к рейсу?

– Сначала надо знать продолжительность и задачи, которые ставятся. Исходя из этих требований готовятся и судно, и экипаж. Большинство членов нашей команды работают в отрасли по 20-30 лет. Некоторые еще первый ледокол «Арктика» строили и принимали. Все прекрасные специалисты своего дела. Есть в составе и высококвалифицированные токари, сварщики, механики, которые в случае необходимости могут сделать любой ремонт.

– Также знающие люди говорят, что нужно уметь читать лед, как будто открываете книгу. Неужели правда?

– Правда. Это только кажется, что он однородный или сплошное «поле». На самом деле – очень отличается, и понимание приходит со временем, большим опытом. В книжках этого не описать. Все знают, что будущие летчики отрабатывают мастерство на тренажерах, в деталях имитирующих обстановку полета. Созданы такие конструкции и для плавания во льдах. Но они не отражают действительности. Я разговаривал с программистами, которые прямо сказали: «Чтобы было похоже, надо оцифровать каждую льдинку, сделать математическую модель. Нереально». Поэтому главное – практика, подтвержденная многолетней работой.

Получают уникальные результаты

– Где же вы приобрели такой опыт? Как пришли в профессию и Арктику?

– В профессию пришел целенаправленно. Еще в детстве хотел стать моряком. Мечта родилась на Волге, под Саратовом, где каждый год проводил у бабушки каникулы. Там наша великая русская река раскинулась так, что горизонт еле виден. А вот в Арктику попал случайно. После окончания Макаровки летел из Ленинграда в Мурманск. Рядом кресло занимал знакомый, служивший на атомоходе. Он и посоветовал идти на «Арктику». Меня быстро оформили, но когда прибежал на причал, трап уже убрали, ледокол отходил. Хорошо, что нашлась подходящая доска, которую перекинули, и я, как по канату, забрался наверх. С тех пор «заболел» Арктикой, влюбился в ее снега и просторы, работал на нескольких судах. Дорос с четвертого помощника до капитана. С 2007-го – капитан «50 лет Победы».

– Наверняка вы встречались и с полярниками, которые работают на станции «Восток». Недавно в глубину Антарктиды из Петербурга привезли новый зимовочный комплекс. Какими качествами должны обладать люди, чтобы надолго оставаться вдали от цивилизации?

– Люди на станциях, льдинах – особые. Им труднее, чем нам на ледоколах, где чувствуешь себя более комфортно и защищенно. Будем реалистами – выдерживают не все. Сложно надолго оторваться от берега, семьи. Да и к холоду, стуже нельзя привыкнуть, особенно когда мороз держится долго. Его можно только терпеть и одеваться потеплее. Но те, кто остается, – настоящие подвижники, которые трудятся в экстремальных условиях и получают уникальные результаты.

С 2009-го путешественников на Северный полюс доставляет «50 лет Победы». Фото: ФГУП «Атомфлот»

– Вы не раз ходили и по Северному морскому пути, который незаменим при перевозке грузов. Почему для России это так важно?

– Это же главная арктическая магистраль! Напомню страницы истории: транспортное сообщение было открыто в 1932-м. Известна резолюция Сталина: «Организовать Северный морской путь и держать его в исправности». И держали! В период расцвета грузооборот достигал 7 млн тонн в год. Затем в 1990-х наступили иные времена, когда перевозка в один миллион уже считалась достижением. Сейчас положение меняется в лучшую сторону. Строятся заводы по производству сжиженного газа, нужно вывозить тысячи тонн готовой продукции. А к 2024 году навигацию планируют сделать круглогодичной.

– Продолжается обновление и ледокольного флота. Сегодня на Балтийском заводе строится сразу несколько флагманов. Вы всю жизнь связаны с этой отраслью. Не пожалели?

– Ни разу. Вот и сейчас уже жду встречи с экипажем, своим ледоколом «50 лет Победы». Ну а в июле снова идем на Северный полюс.