Как учить историю? Учебники рассказывают о прошлом и настоящем страны

У каждой эпохи своя история? © / Public Domain

«История в учебнике – учебник в истории» – так называется выставка, которая на днях открылась в государственном Музее политической истории России. Она приурочена к Году педагога и наставника и Дню учителя, который отмечается 5 октября. Организаторы подготовили масштабный проект, охватывающий время от эпохи Петра до наших дней. Представлено свыше трёхсот экспонатов. А начинается рассказ с XVIII века.

   
   

Автографы царей и вождей

«Именно тогда государство и министерский аппарат начинают вмешиваться в составление пособий по истории и возникает запрос на такие издания, – говорит директор Музея политической истории России Елена Лысенко. – Мы хотим рассказать, как и кем составлялись учебники истории, почему им уделялось повышенное внимание, каким образом они должны были воспитывать ответственного гражданина».

В экспозиции представлены по-настоящему редкие издания, например, уникальный «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славенороссийского народа…» Увидят посетители и первый учебник российской истории для народных училищ Штриттера (Стриттера), созданный ещё при Екатерине, Уставы народных училищ XVIII века. Показаны и личные вещи Надежды Крупской, одежда учителя и ученика, бытовые предметы.

Всегда интересно смотреть архивные документы, а здесь они представлены с автографами крупнейших государственных деятелей – Александра I, Сергея Уварова, Иосифа Сталина и др. Любопытно увидеть, как изображали героев учебников истории. Так, в залах музея есть предметы с символикой российских императоров, блюдо с изображением Чапаева. Ну, а актёр Николай Черкасов был так убедителен в роли царя Ивана Грозного, что именно его образ отлит в барельефах.

В советское время большую роль играли наглядные пособия, и на выставке этот пласт широко представлен. Зрители увидят агитационные плакаты, журналы, открытки и марки с портретами героев Великой Отечественной. О прошлом страны расскажут и книги, карты, альбомы по «Истории СССР», а также знаковая в советское время «История ВКПБ в иллюстрациях».

Ждут школьников и педагогов

Особый раздел посвящён юбилею постановления «О возвращении преподавания в школах гражданской истории». После революции и в последующие десятилетия история в обычном понимании этого слова не преподавалась. Официально разрешение было дано только в 1934 году, что и отражено на выставке. Также среди экспонатов – сочинения Ломоносова, Готлиба, Байера, труды и биографии выдающихся педагогов и политических деятелей.

Интересно полистать и первый номер журнала Министерства народного просвещения, где впервые в 1834 году была опубликована триада официальной идеологии Российского государства: «Православие, Самодержавие, Народность». Её сформулировал министр народного просвещения Сергей Уваров, и именно этой формулы придерживались авторы всех учебников вплоть до революции 1917 года. Народный комиссариат просвещения в правительстве большевиков возглавлял Анатолий Луначарский, и в особняке Кшесинской можно познакомиться с его программной работой.

   
   

Надеются организаторы и на диалог с педагогами, для этого планируется ряд семинаров.

«При составлении выставки нас очень интересовало, как менялись методика, подход учителей истории к стандартам образования, – отметила старший научный сотрудник, куратор выставки «История в учебнике, учебник в истории» Екатерина Маскевич. – Поэтому мы специально провели интервью с учителями, которые преподавали этот предмет и в 1960-е годы, и сегодня. В экспозиции представлены их тачскрины».

Особенно на выставке ждут школьников. Для них уже готовят специальные занятия, и с середины октября планируются экскурсии. А чтобы современным подросткам было интересно, в экспозицию интегрированы мультимедийные и интерактивные элементы, позволяющие более полно и глубоко погрузиться в тему. Не забыли и о детях младшего возраста – с ними будут заниматься сотрудники Детского исторического музея.

Выставка открыта до 26 мая, конца учебного года.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.