Клиент всегда прав? Как не переплачивать в магазинах из-за ошибок продавцов

Ксения Туртыгина / АиФ

Неверная информация о стоимости товара на ценнике стала причиной конфликта между продавцами и покупателем в одном из торговых центров Петербурга. В итоге местный житель, который зашёл в магазин, чтобы купить игрушки на день рождения племянницы, с многочисленными кровоподтёками и ушибами отправился в сопровождении правоохранителей в ближайшее отделение полиции для дальнейшего разбирательства.

   
   

Как действовать, когда итоговая стоимость товара на кассе отличается от заявленной на ценнике в торговом зале, чтобы избежать конфликтов и при этом защитить свои права?

Главное — всё заснять

Юрист, представительница коллегии адвокатов «Первая адвокатская контора», специализирующаяся на защите прав потребителей, Наталья Александрова говорит: покупатель имеет все основания требовать, чтобы ему продали товар по той цене, которая указана на прилавке. Дело в том, что, согласно статье 437 Гражданского кодекса РФ, ценник в магазинах является публичной офертой, поэтому продавец обязан продать товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.

Поэтому, оказавшись в такой ситуации, следует сфотографировать ценник в зале или, при возможности, снять его, принести на кассу и показать продавцу. Адвокат обращает внимание, что для начала необходимо убедиться, что ценник именно от того товара, который вы взяли.

«Если ценник без сомнения можно отнести к конкретному товару, как в принципе и должно быть (указаны вес, производитель и другая информация, позволяющая идентифицировать его), тогда, действительно, магазин обязан продать вам товар по той цене, которая указана в торговом зале. И потребитель в таком случае всегда будет прав», — поделилась Наталья Александрова.

Чтобы защитить свои права в таком случае, в первую очередь, необходимо всё зафиксировать на видео и фото. Также стоит попросить обратить внимание на несоответствие внимание знакомых, либо других покупателей, чтобы они в дальнейшем могли выступить в качестве свидетелей. После необходимо объяснить ситуацию и попросить посчитать товар на кассе именно по изначально заявленной цене.

«Я лично сталкивалась с такой ситуацией, и мне спокойно продавали по той цене, которая была указана на ценниках. Но я такие моменты всегда сразу фиксирую, чтобы на кассе можно было всё аргументировать в случае нарушения», — добавила эксперт.

   
   

Полиция поможет?

Если договориться не удалось и продавать товар по изначально заявленной цене на кассе отказались, следует вызвать на место сотрудников полиции, так как МВД занимается фиксацией фактов нарушений, в том числе законодательства в области защиты прав потребителя.

У правоохранителей есть возможность решить проблему на месте. То есть, если прибудет наряд полиции и установит, что действительно итоговая стоимость товара отличается от той, что указана в торговом зале на ценнике, сотрудники могут потребовать от продавца устранить правонарушение, продав товар по той цене, которая заявлена изначально на ценнике.

«Однако, бывает, что и сами правоохранители не всегда знают, на что они имеют право. В таком случае сотрудники МВД обязаны принять заявление потерпевшего. В нём следует всё подробно расписать и указать, что есть материалы фото- и видеофиксации, а также свидетели. Дальше полиция уже передаст заявление в Роспотребнадзор. Помимо того, что юрлицу в таком случае придётся всё-таки продать товар за сумму, указанную на ценнике, его также привлекут к административной ответственности и обяжут выплатить штраф», — заключила Наталья Александрова.

Ценник ценнику рознь

Стоит иметь в виду, что ценники могут быть перепутаны, находится не под тем товаром или же на них указана общая информация на товаре либо не всю информацию о товаре указывают.

«На ценнике может быть надпись „Печенье курабье“, а на стеллаже несколько вариаций такого товара. В итоге установить, что этот ценник конкретно к этому производителю относится — невозможно. Также если ценник от одного товара был размещен под другим, что ввело в заблуждение покупателя, можно запросить проверку. Но как должны быть размещены ценники относительно конкретной продукции — четкого регламента нет. Есть торговые сети, где, например, мороженное в холодильниках чуть ли не друг на друге лежит, а место для ценников на холодильном оборудовании совсем небольшое. В итоге, чтобы узнать стоимость конкретного товара надо взять его и найти к нему ценник. Чтобы выйти из такого спора правым, будет необходимо доказать, что магазин умышленно ввёл в заблуждение покупателя, что, по понятным причинам, сделать почти невозможно», — добавила юрист.