Море спроса. Как в регионах развивается водный туризм

В России набирает обороты водный туризм. Во всех сопричастных регионах в этом году спрос на экскурсии на воде и круизы достиг, а где-то и превысил допандемийный период. Высокую динамику показывает Петербург. Но за растущим интересом не поспевают обслуживающая инфраструктура и флот, а судоходным компаниям не хватает господдержки. Есть и другие вопросы. 

   
   

Небывалый интерес 

Актуальное положение отрасли накануне обсудили в рамках панельной сессии «Водный туризм в региональных стратегиях: задачи и перспективы» на «Форуме стратегов» в Петербурге. Площадкой для этой встречи город на Неве был выбран не случайно – здесь самый большой в стране пассажирский туристический флот, развиты все варианты путешествий и отдыха на воде: от больших речных круизов и яхтенных маршрутов до экскурсий по рекам и каналам и сап-фестивалей. Но даже водной столице России сегодня оказался важен обмен практиками с другими регионами.

Сессия по водному туризму на Форуме стратегов в Петербурге Фото: Яна Савина, ООО Савинас Групп

По данным городского комитета по туризму, в этом году Петербург уже принял 6,4 млн гостей, при этом водный туризм во всех его видах показал высокую востребованность, которой после пандемии просто не ожидали. Общие цифры будут озвучены по окончании сезона навигации, после 15 ноября, но отдельные судоходные компании уже подводят предварительные итоги. Так, «Нева Тревел» на конец лета перевезла более 1 млн человек, «Астра Марин» – более 800 тыс. По оценкам Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, в городе были перевезены порядка 3 млн пассажиров. В целом, интерес к водным маршрутам проявили до 80% гостей.  

Возросший спрос отметили и участники сессии из других регионов. В Республике Саха (Якутия) в этом году прирост по водному туризму составил 20% в сравнении с допандемийным периодом. Как рассказал гендиректор Агентства развития туризма и территориального маркетинга Якутии Дмитрий Громов, действующие туристические маршруты по реке Лене, одной из самых протяженных в России, составляют более 2 тыс. км, и многие приезжают в регион именно ради них. Особенно привлекают гостей маршрут до Ленских столбов – объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, и 14-дневный круиз Якутск – Тикси – до южного берега Северного Ледовитого океана. «Развивать сегодня водный туризм как никогда важно. Он способен внести тектонические изменения в сознание наших сограждан, показав, что Россия – уникальна, необъятна, и всё это – наш дом», - отметил представитель Республики Саха.  
Природный парк «Ленские столбы» Фото: Creative commons/ Linjye

Ретрофлот 

Однако важной помехой для развития водного туризма в стране сегодня стала недостаточность флота. В большинстве региона туристов возят суда, оставшиеся еще с советских времен. Это такой ретрофлот возраста 30–40 лет, который постоянно поддерживается, ремонтируется, но все равно морально устарел. В Республике Татарстан, как отметил председатель местного госкомитета по туризму Сергей Иванов, по этой причине нет возможности принять больше гостей по воде, хотя интерес со стороны туристов крайне высок. А раз мало судов, нет и развития новых водных маршрутов, которые объединили бы между собой активно развивающуюся на суше туристическую инфраструктуру. Сейчас Татарстан совместно с другими регионами развивает пилотный проект «Великий Волжский путь», который должен связать скоростными перевозками Нижний Новгород, Чебоксары, Марий Эл, Казань, Ульяновскую, Самарскую и Саратовскую области.

«У нас хороший потенциал, много культурно-исторических центров, достаточная причальная инфраструктура, которая готова обслуживать кратно большее количество судов. Но Волга сейчас практически не вовлечена в туристический оборот, объединившись, мы можем это исправить. Но нужна комплексная программа обновления пригородного речного флота. Тогда мы получим колоссальный экономический эффект», – отметил Сергей Иванов. 

В Нижнегородской области из-за возраста судов также остаются нерешенными давние проблемы развития водного туризма. На уровне региона здесь запустили программу субсидирования процентной ставки для инвесторов, которые готовы строить новый водный транспорт. По словам замминистра туризма и промыслов региона Александра Захарычева, удалось выпустить два новых судна с низкой посадкой, сейчас разрабатывается дополнительный теплоход большей вместимости. Также решили увеличить закупку «Валдаев» (речные суда на подводных крыльях. – Прим. ред.), чтобы усилить маршрут от Нижнего Новгорода до городов Городец и Макарьево, который пользуется наибольшим спросом, и создать новые туристические направления. В планах же – перейти на «Метеоры».   

   
   

Недостаточность флота отмечают даже в Петербурге.

«Я бы не сказал, что ситуация критическая, но чтобы поспевать за спросом, уже сейчас нужно добавить 10–20% судов к тем, что уже есть. Ретрофлот – это тоже неплохо, он привлекает туристов. Судоходные компании относятся очень ответственно к содержанию своего водного транспорта, он может работать еще очень долго. Поэтому нет необходимости в полной замене, но развитие необходимо», – отметил председатель комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.  

С «Метеора» на «Котлин» 

Планы по обновлению есть. В ближайшие несколько лет «Нева Тревел» планирует выпустить более 12 новых судов в дополнение к 35 уже действующим. Как рассказал гендиректор компании Юрий Набатов, в работе – три проекта: экскурсионно-прогулочный катамаран «Соммерс», пассажирский теплоход 04240 «Сити-круиз» и скоростной катамаран «Котлин». Последний в перспективе может вытеснить «Метеоры», поскольку сопоставим с ними по скорости, однако обходится при производстве дешевле почти на 40%. Строительство шести «Котлинов» уже ведется на Средне-Невском судостроительном заводе, первые два будут спущены на воду следующей весной. А в перспективе есть возможность выпускать до 4 таких катамаранов в год.

Новые катамараны не уступают Метеорам. Фото: Яна Савина, ООО Савинас Групп

«Мы понимаем, что Петербургу нужно больше таких судов, чтобы усилить скоростной флот. И до 2030 года мы готовы построить до 16 катамаранов без каких-либо госсубсидий», – подчеркнул Юрий Набатов.  

Усиливает свой флот и компания «Астра-Марин»: к 27 имеющимся судам в прошлом году там добавили шесть единиц и сейчас проектируют судно вместимостью до 300 человек. К слову, стоимость последнего – около 700 млн рублей, его также планируют построить без привлечения субсидий.  

От причалов до капитанов 

Однако госпомощь отрасли все же необходима. Как отметил на сессии президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов, нужна поддержка в развитии инфраструктуры, обеспечивающей внутригородские перевозки пассажиров: это причалы, понтоны, дебаркадеры, спуски, пандусы. Из-за того что в Северной столице практически все набережные являются объектами культурного наследия, судовладельцы и судоходные компании связаны ограничениями. Требуется много согласований на каждый новый плавучий объект. Но и выиграв право на аренду участка набережной, компаниям приходится идти на второй круг аукциона уже по участкам водопользования на этой же территории. Решением мог бы стать договор на акваторию без аукциона. По мнению гендиректора компании «Астра-Марин» Андрея Кузнецова, срок аренды тоже стоит увеличить.

«Когда участок набережной дается на один год, какие банки согласятся одобрить кредит компании с таким горизонтом планирования? Создание городских причалов обеспечило бы гарантии стабильности, и мы смогли бы закладывать более дорогостоящие проекты и инвестировать более серьезные средства в строительство новых судов», – отметил руководитель компании. 

Также на сессии была озвучена проблема дефицита кадров. Например, чтобы стать капитаном, соискателю нужно стажироваться пять лет, да и само обучение накладно: один только курс по транспортной безопасности обойдется в сумму около 80 тыс. рублей. В итоге, даже если флот будет увеличен, повести его может быть некому. Нужно сделать обучение бесплатным, а стажировку – достойно оплачиваемой. В этом тоже рассчитывают на государство. От властей региона судоходные компании также ждут поддержки в новых информационных технологиях.

«Чтобы мы могли показать и рассказать нашим туристам на борту преимущества тех регионов, куда мы их привозим», – пояснила директор по развитию Московского речного пароходства Светлана Гончарова.  

Масштабный план 

Решение поставленных вопросов содержится в перечне поручений президента Владимира Путина, утвержденного по результатам прошедшего в начале сентября заседания президиума Госсовета РФ. Как рассказал заместитель председателя комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов, среди них – субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий на строительство и модернизацию круизного флота, финансирование строительства на российских верфях не менее 140 круизных судов класса река-море в рамках программы льготного лизинга, создание и модернизация портовой инфраструктуры, в том числе причальных сооружений для круизных и пассажирских судов, обновление круизного прогулочного флота.

«Важное направление по развитию водного туризма – это Черное и Балтийское моря, Северный морской путь, Дальний Восток, маршруты по Волге и др. В этой связи необходимо рассмотреть механизм снижения цен на топливо для круизных судов. Субсидирование круизных маршрутов также окажет положительное влияние на развитие данного направления», – отметил Сергей Кривоносов, подчеркнув, что при комитете уже создана рабочая группа по развитию речного круизного и яхтенного туризма.