В России набирает обороты водный туризм. Во всех сопричастных регионах в этом году спрос на экскурсии на воде и круизы достиг, а где-то и превысил допандемийный период. Высокую динамику показывает Петербург. Но за растущим интересом не поспевают обслуживающая инфраструктура и флот, а судоходным компаниям не хватает господдержки. Есть и другие вопросы.
Небывалый интерес
Актуальное положение отрасли накануне обсудили в рамках панельной сессии «Водный туризм в региональных стратегиях: задачи и перспективы» на «Форуме стратегов» в Петербурге. Площадкой для этой встречи город на Неве был выбран не случайно – здесь самый большой в стране пассажирский туристический флот, развиты все варианты путешествий и отдыха на воде: от больших речных круизов и яхтенных маршрутов до экскурсий по рекам и каналам и сап-фестивалей. Но даже водной столице России сегодня оказался важен обмен практиками с другими регионами.
По данным городского комитета по туризму, в этом году Петербург уже принял 6,4 млн гостей, при этом водный туризм во всех его видах показал высокую востребованность, которой после пандемии просто не ожидали. Общие цифры будут озвучены по окончании сезона навигации, после 15 ноября, но отдельные судоходные компании уже подводят предварительные итоги. Так, «Нева Тревел» на конец лета перевезла более 1 млн человек, «Астра Марин» – более 800 тыс. По оценкам Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, в городе были перевезены порядка 3 млн пассажиров. В целом, интерес к водным маршрутам проявили до 80% гостей.
Ретрофлот
Однако важной помехой для развития водного туризма в стране сегодня стала недостаточность флота. В большинстве региона туристов возят суда, оставшиеся еще с советских времен. Это такой ретрофлот возраста 30–40 лет, который постоянно поддерживается, ремонтируется, но все равно морально устарел. В Республике Татарстан, как отметил председатель местного госкомитета по туризму Сергей Иванов, по этой причине нет возможности принять больше гостей по воде, хотя интерес со стороны туристов крайне высок. А раз мало судов, нет и развития новых водных маршрутов, которые объединили бы между собой активно развивающуюся на суше туристическую инфраструктуру. Сейчас Татарстан совместно с другими регионами развивает пилотный проект «Великий Волжский путь», который должен связать скоростными перевозками Нижний Новгород, Чебоксары, Марий Эл, Казань, Ульяновскую, Самарскую и Саратовскую области.
В Нижнегородской области из-за возраста судов также остаются нерешенными давние проблемы развития водного туризма. На уровне региона здесь запустили программу субсидирования процентной ставки для инвесторов, которые готовы строить новый водный транспорт. По словам замминистра туризма и промыслов региона Александра Захарычева, удалось выпустить два новых судна с низкой посадкой, сейчас разрабатывается дополнительный теплоход большей вместимости. Также решили увеличить закупку «Валдаев» (речные суда на подводных крыльях. – Прим. ред.), чтобы усилить маршрут от Нижнего Новгорода до городов Городец и Макарьево, который пользуется наибольшим спросом, и создать новые туристические направления. В планах же – перейти на «Метеоры».
Недостаточность флота отмечают даже в Петербурге.
С «Метеора» на «Котлин»
Планы по обновлению есть. В ближайшие несколько лет «Нева Тревел» планирует выпустить более 12 новых судов в дополнение к 35 уже действующим. Как рассказал гендиректор компании Юрий Набатов, в работе – три проекта: экскурсионно-прогулочный катамаран «Соммерс», пассажирский теплоход 04240 «Сити-круиз» и скоростной катамаран «Котлин». Последний в перспективе может вытеснить «Метеоры», поскольку сопоставим с ними по скорости, однако обходится при производстве дешевле почти на 40%. Строительство шести «Котлинов» уже ведется на Средне-Невском судостроительном заводе, первые два будут спущены на воду следующей весной. А в перспективе есть возможность выпускать до 4 таких катамаранов в год.
Усиливает свой флот и компания «Астра-Марин»: к 27 имеющимся судам в прошлом году там добавили шесть единиц и сейчас проектируют судно вместимостью до 300 человек. К слову, стоимость последнего – около 700 млн рублей, его также планируют построить без привлечения субсидий.
От причалов до капитанов
Также на сессии была озвучена проблема дефицита кадров. Например, чтобы стать капитаном, соискателю нужно стажироваться пять лет, да и само обучение накладно: один только курс по транспортной безопасности обойдется в сумму около 80 тыс. рублей. В итоге, даже если флот будет увеличен, повести его может быть некому. Нужно сделать обучение бесплатным, а стажировку – достойно оплачиваемой. В этом тоже рассчитывают на государство. От властей региона судоходные компании также ждут поддержки в новых информационных технологиях.
Масштабный план
Решение поставленных вопросов содержится в перечне поручений президента Владимира Путина, утвержденного по результатам прошедшего в начале сентября заседания президиума Госсовета РФ. Как рассказал заместитель председателя комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов, среди них – субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий на строительство и модернизацию круизного флота, финансирование строительства на российских верфях не менее 140 круизных судов класса река-море в рамках программы льготного лизинга, создание и модернизация портовой инфраструктуры, в том числе причальных сооружений для круизных и пассажирских судов, обновление круизного прогулочного флота.