Мусорный завод «МПБО-2» стал головной болью для жителей Янино

На территории МПЗ постоянно находится огромная гора мусора, источающая «помоечные» запахи. © / Денис Яцюк / Из личного архива

Чиновники не обращают внимания на проблемы жителей Янино, буквально задыхающихся от зловония местного мусороперерабатывающего завода «МПБО-2».

   
   

По мнению экологов, это предприятие работает с нарушениями, однако руководство не несет никакой серьезной ответственности.

Крупнейший на Северо-Западе «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (ГУП «МПБО-2», МПЗ) обслуживает Санкт-Петербург, перерабатывая по 500 тысяч тонн отходов в год. МПЗ должен соблюдать определенную технологию переработки и утилизации отходов и строго следовать экологическим нормам. Именно за строительство таких заводов сегодня ратуют эксперты, призывая отказаться от вредной для окружающей среды технологии сжигания мусора. В российских городах постоянно проходят митинги против мусоросжигательных заводов.

Собственно, «МПБО-2» и задумывался как МПЗ, который не будет оказывать негативного воздействия на окружающую среду благодаря передовым технологиям. Однако на деле современную спецтехнику и оборудование в Янино так и не привезли, о чем ранее упоминал эколог Егор Леонтьев.

В итоге за несколько лет работы «МПБО-2» стал настоящей головной болью для жителей поселка. Зловоние от завода, фактически превратившегося в быстро рустующую свалку, распространяется на километры вокруг. Устаревшее оборудование не справляется с переработкой и утилизацией, в результате чего нарушаются экологические нормы и предписания Роспотребнадзора. На территории МПЗ постоянно находится огромная гора мусора, источающая «помоечные» запахи.

«Производства 80-х годов все оборудование! И они только и занимаются тем что принимают весь этот мусор и складируют у себя или по близ лежащим полям и по ночам поджигают дабы его стало меньше!» - пишут в группе «ЖК Ясно Янино Family».

Жители Янино подозревают, что на заводе время от времени жгут мусор, о чем свидетельствует распространяющийся по округе едкий запах тлеющих отходов. Все усилия активистов повлиять на ситуацию сводятся к нулю. Мелкие штрафы никак не оказывают никакого воздействия на руководство «МПБО-2».

   
   

Список нарушений более чем внушительный. Например, осенью 2019 года мусор на территории завода принялся тлеть. Роспотребнадзор отреагировал на жалобы сельчан и привлек МПЗ к ответственности за несоблюдение требований по обращению с отходами по статье 8.2 административного кодекса РФ. Инспекция установила факт нарушений, причем признала их повторными.

В феврале 2020 года регулятор организовал новую проверку, по итогам которой выяснилось, что «МПБО-2» проигнорировала выданные осенью 2019-го предписания. Был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а в марте инспекция вновь появилась у ворот МПЗ.

По информации «Московского комсомольца», на территории «МПБО-2» скопилось, по меньшей мере, 40 тысяч тонн отходов, однако грузовики с мусором не перестают прибывать в Янино, что привело к образованию стихийных свалок в окрестностях поселка. Местные жители неоднократно замечали мусоровозы, сбрасывающие отходы в неположенном месте. Сельчане уверены, что «МПБО-2» может стать причиной экологического бедствия во Всеволожском районе, если токсичные отходы попадут в сточные воды. Кроме того, на территории МПЗ в десятки раз превышен показатель содержания хлороформа в воздухе. Хлороформ – довольно опасное для организма соединение, в лучшем случае вызывающее головную боль и недомогание. В худшем – заболевания печени и почек.

На ситуацию в Янино обратил внимание даже Следственный комитет РФ. Глава СК Александр Бастрыкин личным распоряжением поручил организовать проверку «МПБО-2». Однако уставших жителей Янино, кажется, не интересует результат – они требуют закрыть МПЗ и уволить его директора Тихона Шмелева.

Остается вопрос, по какой причине чиновники решили сделать проблемный и опасный «МПБО-2» региональным оператором по вывозу и утилизации мусора. Переполненный МПЗ едва не выиграл госконтракты на 80 миллиардов рублей. И только недовольство и жалобы других участников конкурса заставили власти отменить его итоги.