В Ленинградской области успешно реализуется национальный проект «Экология». Он включает в себя несколько региональных проектов – «Комплексная система обращения с ТКО», «Чистая страна», «Сохранение лесов», «Чистая вода» и «Сохранение уникальных водных объектов». Как же в 47-м регионе восстанавливают лес, добиваются, чтобы снова росли деревья и кустарники на вырубленных участках? Как расчищают русла рек и озер, освобождая водные артерии от заболоченности, ила и грязи? Каких результатов предстоит добиться до времени завершения национального проекта?
Одним из самых масштабных является проект по «Сохранению уникальных водных объектов». В 47-м регионе работы в рамках программы ведутся на территории Государственного музея-заповедника «Гатчина» и ГБУК «Парковое агентство». Как же оздоравливают реки, пруды и озера, расположенные в знаменитом историческом месте? С какими проблемами пришлось столкнуться специалистам?
Об этом «АиФ-Петербург» рассказал заместитель председателя комитета по природным ресурсам Ленинградской области Константин Остриков.
Озеро Черное, речка Теплая
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Константин Владимирович, проект начался в 2019 году и разделен на две части. Что уже сделано и еще предстоит на первом и втором этапах?
– А выполнен ли комплекс мероприятий, запланированный на 2020 год?
– Да, полностью. В целом государственный контракт, от проектирования до окончания, рассчитан на четыре года и активно реализуется. При этом укрепление берегов, которые тоже представляют историческую ценность, в наши полномочия не входит. Работаем только на воде, отступая от берега на пять метров. Также в августе-сентябре текущего года должна быть полностью закончена расчистка реки Теплая. Специализированной техникой с ее дна уже поднято порядка 32 тыс. м3 отложений. Осенью планируется приступить к расчистке озера Белое и Карпина пруда.
Чтобы родник не иссяк
– Специалисты утверждают, что несколько лет назад водоемы Гатчины были большой проблемой. Донные отложения стали выходить наружу, что грозило экологической катастрофой. Чем же загрязняются реки и озера?
– Опасность представляют в основном скопления ила, устилающие дно. Влияют на чистоту воды и продукты жизнедеятельности птиц, рыб, отмирающая растительность. Из-за того, что они откладываются годами и десятилетиями, снижается скорость течения реки. Она начинает замедлять ход, зарастает. Образуются острова, заносы, вода застаивается – в такой среде разрастаются водоросли и другая растительность. Кроме того, на озере Белом, например, бьют подводные ключи. Ил начинает забивать родники, что нарушает деятельность всей системы.
Немало и бытового мусора, оставленного людьми. Так, водолазы, обследовавшие дно, нашли десятки покрышек, железные цепи и даже бетонные конструкции. Наша цель – обеспечить проточность воды и тем самым добиться оздоровления всей гидрографической сети этого уникального места. Последний раз реки и озера в Гатчинском парке чистили почти полвека назад. Можно только представить, сколько всего ненужного накопилось за это время.
– Работы по нацпроекту проводятся на территории музея-заповедника, включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как удается сочетать охранный статус царской резиденции и прохождение по парку тяжелых бульдозеров, строительство различных технических конструкций?
– Все этапы, оборудование строительных площадок согласуются с комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области и администрацией ГМЗ. Без техники не обойтись, но стараемся минимизировать ее присутствие. Нам нужно было доставить экскаватор в акваторию Белого озера. Чтобы ничего не нарушить, сначала уложили подушку из песка, сверху на нее бетонные плиты и только потом пустили тяжелую технику. Впоследствии специалисты подтвердили: ни одна из дорожек и тропинок парка не пострадала. Ландшафты и газоны остались в полной сохранности. Также все деревья, которые стоят вдоль дорог, закрыли высокими щитами, чтобы проезжающие машины не смогли причинить им вред.
Немногие знают, что при Павле Первом на гатчинских озерах устраивались потешные «настоящие морские сражения». Нам хотелось бы восстановить акваторию так, чтобы здесь появилась возможность проводить исторические реконструкции.
Карпы не пострадают
– При расчистке земснарядами со дна поднимаются тонны грунта, что не лучшим образом отражается на обитателях водного мира. На тех же карпах в одноименном пруду. Как затем привести экосистему в равновесие?
– Предусмотрен целый комплекс восстановительных мер. В частности, заводам, которые занимаются воспроизводством малька, будут перечислены средства на пополнение. В Финский залив, Ладогу выпустят мальков сиговых рыб – сеголеток. В Карпином пруду часть иловых отложений останется, чтобы рыба могла спокойно перезимовать и кормиться. А во время нереста, с 15 апреля по 15 июня, работы вообще не проводятся.
– А что происходит с отложениями, которые поднимают со дна? Есть ли им применение?
– Все используется рационально. Специальный насос всасывает со дна грунт и по трубам перекачивает на карту намыва. Там вся масса обезвоживается и впоследствии вывозится на площадку временного складирования. Кстати, чтобы ее подготовить, снимается до 30 см грунта, затем кладутся специальная мембрана и текстиль. Это делается, чтобы отложения не просачивались в почву. При этом нет никакого запаха. Затем высохшую смесь можно использовать для благоустройства территории, планировки. Также это хорошее удобрение.
– Гатчинские озера когда-то были одними из самых чистых в Европе. Как вы думаете, сумеем мы снова добиться такого качества?
– Водоемы Гатчины и сегодня являются жемчужиной Ленинградской области. Тем не менее они давно требуют очистки, и сейчас это стало возможным. Протяженность расчищенных участков составит свыше 5 километров, площадь – порядка 35 гектаров. Мы будем делать все, чтобы в срок справиться с комплексом работ. Окончание запланировано на 2022 год.