Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» 30 мая 2023 года. В частности, в нем сказано: «Рассмотреть вопрос об использовании изделий народных художественных промыслов для награждения победителей и (или) участников проводимых государственными органами конкурсов, выставок и иных мероприятий».
«Этот перечень поручений президента по сути является „рычагом“ и платформой для реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной 20 сентября 2021 года», — считает эксперт Елена Сургуладзе, автор и руководитель федерального проекта «Узоры городов России» и регионального проекта «Узоры Кузбасса».
«Рекомендации для предприятий и корпораций с государственным участием производить закупки подарочной и сувенирной продукции у предприятий народных художественных промыслов (НХП) в тех регионах, в которых они осуществляют свою хозяйственную деятельность — целесообразны и необходимы для развития народных художественных промыслов. Также, учитывая то, что в РФ есть регионы, в которых традиционные НХП утеряны, появляется надежда на их возрождение.
Поручение важно для развития НХП России, возвращения забытых традиции и решения одного из наиболее наболевших вопросов производителей НХП об использовании изделий народных художественных промыслов для награждения победителей и участников, проводимых государственными органами конкурсов, выставок и иных мероприятий», — уверена Елена Александровна — «К рекомендациям по использованию локальных изделий народных художественных промыслов в качестве подарков и наград следует прислушаться не только предприятиям с государственным участием, но и представителям бизнеса, общественных структур, широким слоям российского общества, т.к. НХП РОССИИ — достояние, традиции, история и характер народов нашей страны», — продолжила Елена Сургуладзе.
«Я считаю очень значимым поддержку НХП при заказах изделий государственными организациями. Это дает возможность зарабатывать себе на жизнь огромному количеству людей, не занятых в открытом рынке труда, включая инвалидов», — прокомментировала председатель благотворительного фонда «Место под солнцем», директор мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области Ирина Дрозденко.
То, что государственные корпорации, крупный и средний российский бизнес может и должен помочь развитию народных художественных промыслов — уже практически не обсуждается. Особенно актуальным в этой связи стало партнерство столичной компании «Фабрика сувениров» и предприятия народных художественных промыслов из Ленинградской области «Волховская роспись».
«Наша компания по изготовлению сувенирной продукции была основана в 2017 году мной и моим коллегой Станиславом Шапошниковым. Свой путь мы начали с изготовления стандартных позиций: ручки, блокноты, кружки, ежедневники, со временем, увеличивая ассортимент», — рассказывает руководитель «Фабрики сувениров» Рафаэль Ульданов.
Так начиналось, а затем развивалось и получало достойный результат сотрудничество с такими известными корпорациями, как «Роснефть», «Лукойл», «Россети», «Росатом», «Россельхозбанк» и многие другие.
Это сама по себе интересная работа, но компания всегда стремились к новациям, которые бы расширяли дело, делали его узнаваемым и оригинальным, выводили на передний край отрасли.
Команда «Фабрики сувениров» не смогла игнорировать объявление 2022 года Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России президентом Владимиром Путиным: «Ранее уже предлагалось провести в России Год народного искусства и нематериального культурного наследия наших народов. Давайте так и сделаем. Сделаем это в 2022 году. Важно хорошо и содержательно наполнить его программу, учесть особенности каждого нашего региона», — заявил тогда глава государства.
В занятии этой темой был свой риск, так как товары народного творчества, хотя и пользуются большой любовью у потребителей, но находились или в упадке, или вовсе рисковали исчезнуть из-за ряда объективных факторов: сокращение внешнего туристического потока, малая емкость внутреннего розничного рынка. Именно объявление Года народного искусства президентом стало толчком к привлечению внимания к отрасли, получению ею необходимой поддержки и к её возрождению.
Рафаэль Ульданов признается, что сувенирный бизнес — очень непростой, но именно сложные задачи заставляют идти только вперед.
«Мы — компания про профессиональную экспертизу и личностный рост каждого сотрудника. Я горжусь, что в нашей команде нет случайных людей. Мы все здесь работаем на результат. Это заводит: решать сложные задачи, встречаться и общаться с сильными, интересными людьми, вместе искать и находить решения, получать новые и новые вызовы, становиться сильнее», — говорит Рафаэль Айратович.
«Фабрика сувениров» приняла решение принять участие в этом процессе и расширить ассортимент предложения в сегменте корпоративных подарков за счет товаров народных художественных промыслов. Выбор при этом пал на «Волховскую роспись».
Промысел уходит своими корнями в древность, а лучшие мастера «Волховской росписи» работали в таких деревнях, как Сырецкое, Славково, Верховина и другие. История сохранила имена творцов росписи, живших на рубеже XIX-XX веков — Василия Кораблева-Шустова, Василия Хайдукова, Ивана Гаврилова. Но в годы войн и революций традиционное искусство оказалось практически утраченным. Например, мотивы росписи пытались использовать в своих работах мастера цеха обработки дерева, созданного в 60-х годах прошлого века в Волхове. Но новые мода и веяния вносили свои дополнения, за которыми настоящей Волховской росписи видно уже почти не было. Был неузнаваемо изменен главный элемент росписи — Волховский розан.
Воссоздавать роспись пришлось уже энтузиастам последнего десятилетия, а чтобы в точности следовать традициям, пришлось обращаться к последним сохранившимся артефактам, сохранявшим элементы промысла. Таковыми стали древние предметы крестьянского быта, которые уже давно «поселились» в музеях. Образцы промысла собирались буквально по крупицам у старожилов в местах его бытования.
Инициативу поддержали Минпромторг России, правительство Ленинградской области, власти Тихвинского и Волховского районов региона. Так в 2019 году появилось и ООО «Волховская роспись».
Новые мастера научились с точностью воссоздавать на своих работах знаменитый розан. Он окружается листьями с лепестками красного и синего цветов с белыми прожилками. От этого возникает ощущение неповторимой игры солнечного света на лепестках. Это, пожалуй, главная особенность росписи — градиентный мазок с переходами от одного цвета к другому. И этих цветов всегда сразу несколько. Главные цвета лепестков розана — красный, синий и белый — это цвета реки Волхов и её пены.
С давних пор в местных селениях бытует поговорка: «Где розан цветет, там любовь живет».
Возрожденный промысел и стал партнером «Фабрики сувениров», руководители которой видят в этом задачу не только поддержать народное творчество, но создать дополнительный рынок сбыта товаров народно-художественных промыслов в корпоративном сегменте. Линейка постоянно расширяется и в нее уже добавлены такие изделия кухонной утвари, как ложки, доски, сахарницы и другие предметы сервировки стола. Сюда же включены такие товары, как магниты на холодильник, матрешки, детские игрушки и шкатулки.
«Для нас участие в подарочных фондах и использовании изделий НХП для награждения победителей, участников проводимых государственными органами конкурсов, выставок и иных мероприятий, как сказано в перечне поручений нашего президента, является основой устойчивого роста. Возможностью получать долгожданную прибыль и реинвестировать ее в наше предприятие НХП ООО «Волховская роспись», — говорит основатель предприятия Сергей Лебедев.
Профессиональный подход к делу приводит к тому, что подавляющее большинство партнеров приходят в «Фабрику сувениров» снова и снова. Уж стало нормой, что для одной компании в течение небольшого периода времени готовится множество рекламных и сувенирных материалов. Помогает «Фабрике сувениров» в этом и «Волховская роспись», а вместе они вносят свой неоценимый вклад в возрождение и развитие народных промыслов.
В стороне не остается никто. Единая цифровая платформа «Сделано в России» с момента появления занимается продвижением отечественных товаров. При подготовке этой статьи мы обратились за комментарием к Косте Кадзову, советнику руководителя единой цифровой платформы «Сделано в России», члену Экспертного совета Комитета Государственной Думы по туризму и развитию инфраструктуры.
«В своей деятельности информационная цифровая платформа „Сделано в России“ большое внимание уделяет развитию народных художественных промыслов на территории Российской Федерации. Мы полностью разделяем мнение производителей и поддерживаем участников рынка в том, чтобы подарочные фонды федеральных и региональных органов власти, госкорпораций и государственных конкурсов и формировались из изделий народных художественных промыслов. Готовы информационно поддерживать данную инициативу в дальнейшем, как и делали это ранее», — заявил Коста Кадзов.
Курирующим отрасль НХП является департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России, где сообщили:
«В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ „О народных художественных промыслах“ федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Минпромторг России в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере народных художественных промыслов».
«Для отрасли это поручение президента открывает огромные возможности и дает надежду на развитие и возрождение народных художественных промыслов, когда каждый регион России использует бытующие на территориях промыслы, как образы для внешней и внутренней коммуникации», — считает Алиса Геннадьева, основатель и владелец резиденции NEVO_LADOGA, член Союза художников России.