Их использовали в качестве игрушки на притравочной станции, живым экспонатом в передвижном зоопарке и мишенью для отработки навыков стрельбы. Ежегодно тысячи диких животных попадают в беду по вине человека, ведь несмотря на острые зубы и длинные когти, противостоять человеческой жестокости они не в силах.
В Ленинградской области спасением зверей занимаются в реабилитационном центре «Велес». За 13 лет существования здесь выходили сотню медведей, волков, песцов и даже львов. На помощь животным приходят не только квалифицированные ветеринары, но и простые волонтеры.
Экзотическая игрушка
Добраться до поселка Рапполово, где расположился центр, непросто, если нет личной машины. Петербургских волонтеров это не останавливает: с утра на электричке до станции Токсово, а после на рейсовом автобусе они едут в «Велес», чтобы сделать жизнь зверей немного проще. Приезжают сразу в рабочей робе и резиновых сапогах. С собой чай в термосе, бутерброды и влажные салфетки.
От остановки мимо продуктового магазина и советской трехэтажки я подхожу к желтым воротам. За ними – множество клеток, где восстанавливаются после операций львы и медведи. На входе меня встречают два рыжих кота, собака в ошейнике и гора стройматериалов. Доски – подарок благотворителей. Животные – сюрприз от людей, которые не знали, куда деть пушистых питомцев.
«Девочки, берите вот эти доски, они подойдут для загона. Много не тащи, надорвешься!», – командует молодая женщина в фуфайке и рабочих перчатках. Это координатор волонтеров Вероника. В центре помощи животным она уже седьмой год. Сейчас координирует добровольцев, которые пришли помочь в «Велес».
«Сегодня у нас рекордные 35 волонтеров из трех вузов, – рассказывает Вероника. – Сейчас сезонная подготовка медвежьих берлог к зиме, вот мальчишки убирают их. А девочки перебирают стройматериалы и заготавливают ветки для корма».
Вероника в высоких резиновых сапогах почти бегом передвигается по центру. Пока не стемнело, нужно успеть многое. Она ведет меня по территории центра, параллельно рассказывая простые правила безопасности. Главные из них – не подходить близко к клеткам и ни в коем случае не гладить животных. Такое искушение действительно есть: вольеры с пушистыми лисичками и мишками от меня на расстоянии вытянутой руки. Только находятся в клетке не ручные питомцы, а пострадавшие от рук человека дикие звери.
«Это медведица после операции, – показывает мне Вероника на небольшую клетку, где ютится грустный черный зверь. – Ее нельзя в большой вольер, иначе как ветеринар будет ставить укол? В клетку заходить нельзя, это опасно. Когда выздоровеет, вернется в свой загон».
Медведи в «Велесе» постоянные посетители. Поздней зимой в центр привозят медвежат, которые по вине охотников или автомобилистов остались сиротами. Пушистую малышню выкармливают и затем выпускают на волю. Но живут в центре и больше 20 мишек, которые никогда не смогут оказаться на свободе: это взрослые звери с тремя лапами (постарались охотники) или выросшие в неволе. Одна из них медведица Тоня, которая вот-вот уйдет в спячку. Детенышем ее посадил на цепь мужчина. Медведь становился старше, так что со временем звенья цепи вросли в шею зверя. У живодера несчастное животное выкупали с боем.
Могу выгулять медведя?
Сегодня в центре реабилитации находятся порядка 200 диких животных с непростой судьбой. Теплолюбивые (например, зеленые мартышки) живут в небольшом каменном доме, который служит еще реанимацией и операционной. По сей день в здании выхаживают льва Принца, которого в этом году полуживого привезли из Краснодарского края. Лечением зверей занимаются ветеринары, убирают клетки и кормят животных штатные обученные сотрудники. Волонтеры выполняют только физическую работу, напрямую не соприкасаясь с животными.
«Периодически на телефон центра и мне пишут люди с очень странными предложениями, – продолжает Вероника. – Например: «Я с радостью приеду и погуляю с вашей медведицей Тоней. Она же в клетке сидит». Даже не видя человека, понимаешь, что не стоит человеку приезжать».
Люди вообще любят покрасоваться рядом с хищниками. Постоялицу «Велеса» красавицу-львицу Эльзу когда-то привезли из Чечни в Петербург в качестве подарка – думали, именинник сможет прогуляться с диким зверем и удивить соседей. Не получилось, в отличие от львицы Симоны. Ее держал у себя в петербургской квартире участник популярного реалити-шоу. Пока львенок был мал, его использовали как игрушку на детских праздниках. Но подросший зверь оказался никому не нужен. Несчастное животное выкупил центр «Велес». Именно выкупил – живодеры не готовы расставаться со своим питомцем просто так.
Через несколько клеток от львиц сидят маленькие лисицы, которых вот-вот выпустят на волю. Они активные и живые, подпрыгивают, высовывают носы через прутья и пытаются меня понюхать. Напротив них грустит пушистый зверек, помесь лиса и песца. Он должен был стать идеальной шапкой, но был спасен активистами.
Рыси, редкие гималайские медведи, волкособы, минипиги, олени, лоси, еноты – «Велес» напоминает большой зоопарк, но с очень трагичной историей.
Надоел – выкинул
Вероника – одна из немногих волонтеров, имеющих доступ к животным. Ее любовь – 500-килограммовый лось Добрыня и лосиха Люминька с ассиметричными ушами. Их Вероника выхаживала с малого возраста. Парнокопытные к ней привыкли, поэтому разрешают заходить в загон. Женщина чистит их домики, обмазывает ноги охлаждающим гелем, насыпает морковь и яблоки.
«Эти лоси имеют шанс выйти на волю, – улыбается волонтер. – Сейчас «Велес» оформляет для них территорию, где они смогут жить спокойно в дикой природе. Хорошо, что у лосей процесс одичания быстрый – три дня прошло, и они к человеку больше не подойдут».
Добрыня словно понимает, что говорят о нем, – подходит ближе, рассматривает меня. То же самое делает и крупный черный волк с желтыми глазами. Он ходит по клетке из угла в угол, затем просовывает между решетками свой нос, пристально смотрит. Вылитая собака, если не обращать внимания на хвост. Этот волк, а также еще один его сородич и медведь в «Велесе» недавно. Раньше они работали в передвижном зоопарке, а когда надоели владельцу, тот от них избавился. В дикой природе жить эти красавцы уже не смогут, не приучены. А в настоящий зоосад их не берут – документов нет.
Заберу кота
Время кормежки. Работник высыпает зверям свежие яблоки. Пара медведей уселись в центре клетки и аппетитно жуют сочные плоды. Мимо них снуют студенты: парни выполняют тяжелую работу, вывозят навоз на тачках в сторону компостной ямы. За ребятами по пятам ходит собака Белка, ждет, чтобы погладили. Запах стоит непереносимый.
«Мы уже в четвертый раз приезжаем, – рассказывает 18-летний Дмитрий. – У нас в вузе развит волонтерский сектор, и мы добровольно участвуем в помощи. Животных я люблю, у меня дома две собаки, кошка и три хомяка, так что почему бы не помочь зверям, которые попали в беду. А помимо помощи можно и время весело провести».
С ним согласен 21-летний Влад, руководитель волонтерской группы. В «Велес» он приезжает четвертый год подряд. Говорит, что делает это потому, что искренне хочет помочь и провести время с товарищами, завязать новые знакомства.
Петербургские вузы добровольчество поощряют. Студенты говорят, что волонтерство помогает им получить повышенную стипендию. Студентка магистратуры Варя о любви к животным не говорит – честно признается, что пришла в «Велес» ради дополнительной выплаты в 5000 рублей.
В джинсах, короткой курточке и с распущенными длинными волосами она медленно перебирает стройматериалы и успевает гладить рыжего кота, который ластится ко всем добровольцам.
В «Велесе» не только студенты – 31-летняя инженер Мария сюда приезжает каждое воскресенье. Вместе с молодым человеком Виктором они строят загон для осликов. Начали сотрудничать с центром в феврале, когда случайно увидели сюжет о центре у одного блогера.
«Я очень люблю животных, поэтому вопрос о том, помогать или нет, у меня никогда не возникал, – рассказывает петербурженка, поглаживая местную собаку Белку. – Это одна из самых беззащитных категорий. Тем более дикие животные, попавшие в беду. Да, бывает, плачу, когда вижу страдания зверя. К сожалению, мы не в состоянии остановить людей, причиняющих зло, но можем множить добрые дела».
Повязать ленточку на память
Пока все увлечены работой, к центру подъезжают машины. Из одной благотворитель выгрузил несколько мешков яблок. Другая привезла колючего пациента: в небольшой коробочке лежит, не шевелясь, среднего размера ежик.
«Он живой, но потерял много крови из-за оторванной лапки», – обеспокоенно говорит Алина. В «Велес» она приехала из Пушкина. Заранее созвонилась с ветеринаром и под запись отдала лесного зверя в реанимацию. Говорит, не могла пройти мимо раненого животного.
Специалисты выходят ежа и выпустят его в дикую природу, говорят волонтеры. Ежегодно из центра на волю провожают енотовидных собак, белок, ежей и других животных, которые могут самостоятельно находить пищу.
На часах почти пять вечера. Волонтеры прощаются с Вероникой – с собой она дает им конфеты (подарок спонсоров) и ленточки, которые можно завязать на специальном дереве. Студенты загадывают желания, смеются, гладят Белку. Студентка Варя уверена, что приедет еще раз, чтобы забрать того самого рыжего кота, который к ней ластился. Кажется, один из жильцов «Велеса» нашел свой настоящий дом.
Как помочь «Велесу»
- Со своего огорода и сада можно отдать плоды природы: морковку, яблоки, картошку, тыкву, кабачки. Это отличный корм для животных;
- Центру постоянно требуются автоволонтеры, которые могут перевезти грузы и больных животных;
- Приходите, если готовы выполнять физическую работу, например, заготавливать веточный корм.
Возможно, выживет
Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области регулярно оставляют заявки на спасение животных в благотворительный фонд «Центр реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин».
Центр имеет большой опыт помощи животных. Из последних громких случаев – помощь питону, которого намеренно оставили в запертом пространстве без пищи и воды. Змею-подростка бросили в съемной питерской квартире на Авангардной: животное голодало несколько месяцев, потом пряталось в диване и было обнаружено новыми хозяевами случайно. С трудом змею вытащили из дивана и отправили на реабилитацию, так как помимо проблем с обезвоживанием у рептилии были многочисленные переломы. А два года назад волонтеры центра выходили ястреба с огнестрельным ранением – птица сама приползла к людям, словно прося о помощи. Ветеринары диагностировали у нее осколочный перелом и разрыв мягких тканей. Кто поиздевался над животным – неясно.
Всем известен приют для собак «Ржевка». Он работает с 2006 года, и с этого времени на территории приюта постоянно проживают, лечатся, проходят реабилитацию около 100 кошек и более 180 собак. Здесь рады любой помощи, а особенно тем, кто готов забрать к себе домой хвостатого любимца. Волонтеры в «Ржевке» могут помогать в выгуле собак, уборке вольеров, передержке животных и даже поиске новых хозяев. В приюте рады, когда люди предлагают свои варианты поддержки бездомных животных, ведь помощь никогда не бывает лишней.
Добровольные спасатели
В Санкт-Петербурге больше 13 лет работает отряд «Кошкиспас» – это служба спасения животных в составе поисково-спасательного отряда «Экстремум».
Любители животных ежегодно вытаскивают застрявших в батарее, диване, дереве или вентиляции животных.
ежам».
Например, как-то спасатели ловили в вентиляции многоквартирного дома двухметрового питона. Пресмыкающееся уползло от своих хозяев прямо из квартиры и обратно возвращаться не захотело.
«Чаще всего звери страдают от безалаберности человека, – продолжает Татьяна. – Животные падают в открытые люки и колодцы, домашние питомцы застревают в батареях или сбегают с прогулки. Радует, что большинство хозяев адекватные и искренне любят своих четвероногих друзей. Но бывает, что на одного и того же кота спасатели выезжают по 2, 3 и даже 6 раз, потому что хозяин так и не смог сделать жизнь питомца более безопасной».
Сейчас «Кошкиспасу» на постоянной основе помогают 15 человек. Этого недостаточно для оперативной помощи. В отряд принимают всех желающих добровольцев, причем требуется именно физическая помощь, потому как проблем со снаряжением нет – пару лет назад объединение выиграло грант и обновило весь инструмент.
«Физическая подготовка волонтеру не требуется, – объясняет Скородумова. – Можно ведь и тент подержать, и инструмент покараулить. Часто нужны автоволонтеры, которые смогут отвезти спасателей на вызов или больное животное в реабилитационный центр».
Одна из последних спасенных – кошка, которую живодеры засунули в целлофановый пакет и выбросили с многоэтажки. Чудом пакет зацепился за дерево. Через несколько дней несчастного кота заметили прохожие и позвонили спасателям.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.