Петербург, как и весь мир, переживает непростые времена. Угроза распространения смертельно опасного вируса повлекла введение ограничительных мер. Самой доступной и, как выяснилось, самой непростой из них оказалась самоизоляция. Сотни тысяч людей остались дома, чтобы обезопасить себя и своих близких. Многие лишились работы, впали в депрессию, потеряли покой и сон. Пришлось учиться жить в новых условиях, привыкать к угрозе здоровью и даже жизни, при этом оставаясь людьми.
В рамках проекта «Герои нашего времени» «АиФ» продолжает рассказывать, как обычные люди вносят свой вклад в борьбу с COVID-19. Как объединенные усилия сотен тысяч россиян, не прекращающих свою работу в разных отраслях, позволяют обеспечить жизнедеятельность государства и преодолеть нанесенный пандемией урон экономике страны. Их, вслед за медиками, самоотверженно принявшими самые страшные удары COVID-19, можно смело назвать героями нашего времени.
Как на войне
Компания «Улыбка радуги» - федеральная сеть магазинов по уходу за собой и домом. Она работает в более чем 20 регионах России. Первый магазин был открыт в 2001 году, и на текущий момент сеть насчитывает более 850 магазинов. У «Улыбки радуги» - несколько миллионов постоянных покупателей, в магазинах работают более пяти тысяч сотрудников. Сеть продолжала снабжать население товарами первой необходимости в течение всего периода карантина, помогая людям поддерживать привычный быт и давая им уверенность в завтрашнем дне.
О своем опыте работы в условиях пандемии «АиФ» рассказывают продавцы-кассиры Анастасия Акулова и Лилия Усенко.
Иван Луговой, SPB.AIF.RU: Что вы почувствовали, когда услышали - идет опасный вирус, невероятно заразный, от которого нет вакцины, а последствия вызванных им заболеваний - непредсказуемы?
Лилия: Все начиналось очень загадочно: говорили, что появилась какая-то болезнь и нужно от нее защищаться. Мы не понимали, как это: и продавцы, и покупатели будут в масках? Конечно, такого не хотелось - приятнее общаться с человеком, видя его лицо.
Затем ситуация стала быстро набирать обороты, и появилась тревога: люди буквально сносили с полок антисептики, туалетную бумагу. Бывали дни, когда все раскупали настолько быстро, что стеллажи стояли пустыми… Честно говоря, становилось страшно - что дальше, что нас ждет?
Анастасия: Всякое было - и хорошее, и плохое. Но больше хорошего, конечно. Первое время не оставляло ощущение, что мы на войне - люди тревожились и нервничали, закупались под завязку, боялись, что магазины закроют. Поток покупателей сильно увеличился, пришлось серьезно ускоряться. Панике я не поддавалась. Мы с коллегами смотрели на это так: что будет, то будет.
А вот посетители волновались - мы старались относиться к ним пониманием, быть деликатнее, поддержать. Некоторые срывались, ругались - не хотели надевать средства защиты. Но были и те, кто благодарил за соблюдение правил безопасности, за то, что выдаем маски. Говорили, что видели такое только у нас. А когда масок в городе стало не хватать, мы показывали, как из подручных средств делать их самостоятельно.
- Почему не ушли на самоизоляцию, на свой страх и риск решили остаться работать в контакте с людьми?
Лилия: Нас не принуждали выходить на работу - если кто-то боялся, то мог остаться дома. Для себя я решила сразу: иначе никак, мы должны делать свое дело. Все закрыто, людям нужно куда-то приходить, общаться, покупать необходимое. Как я могу остаться дома, если нужна моя помощь?
Многие нас благодарили и даже заступались, если случались конфликты с другими посетителями. Хвалили за то, что продолжаем работать, соблюдаем безопасность, выдаем маски. Это очень вдохновляло и вселяло уверенность.
Что очень важно - о нас сразу позаботилась компания: привезли необходимые средства защиты, оборудовали помещения для нашей безопасности. Все мы чувствовали серьезную поддержку руководства, организации в целом, им было не все равно. Я думала: «Нам помогают, и мы обязаны помочь». При этом ходили слухи, что в некоторых конторах сотрудники сами обеспечивали себя средствами защиты - мол, работайте, как хотите. У нас такого не было.
- Как родные и близкие восприняли ваше решение пойти на риск, да еще и общаться с таким количеством людей?
Лилия: Они очень переживали. Но понимали, что это мой выбор, и поддержали меня. Боялись, конечно, очень, а потом просто смирились.
Анастасия: Больше всех переживала, конечно, мама. Но потом она поняла, что лучше так, чем без работы. В пандемию многие мои знакомые остались без заработков, папа место потерял... Мы с мамой и сестрой продолжали поддерживать семью - вместе и справились.
Борьба с негативом
- В любом деле бывают переломные моменты. Вы переживали что-то подобное в период карантина?
Анастасия: Тяжело было, когда народ стал уходить, - нас, самых стойких, осталось не так много. В основном те, кто работал давно. Большинство сотрудников, что были родом из других городов, разъехались. У меня появилось ощущение, что все мы связаны друг с другом. Это придавало сил. А заразиться я не боялась - спокойно к этому отношусь.
Лилия: Для меня переломный момент наступил во время снятия первых ограничений - разрешили выходить на улицу, посещать некоторые места. Покупатели немного успокоились, тревожность постепенно отступала. Появилась уверенность, что все налаживается.
Сложно стало потом - многие начали возмущаться, что в магазине приходится носить маску и что покупку без нее не сделать. Временами очень неприятно было - в нас могли кинуть маской или даже товаром! Но коллеги всегда приходили на помощь - выслушаешь очередную гневную тираду, а потом быстрее к своим - выговориться. Так друг друга и успокаивали.
Тогда же нам в очередной раз помогло руководство - в магазине запустили аудиозапись, где генеральный директор объясняет, почему важно соблюдать меры безопасности. Этот ролик хорошо действовал даже на самых конфликтных посетителей. Да и когда понимаешь, что не один в поле и даже высшее начальство встало на твою защиту, намного легче справляться с любой агрессией.
- Какая атмосфера была на рабочем месте?
Лилия: Мне очень повезло с коллективом. Я считаю, дружеская атмосфера сыграла огромную роль в том, как мы прошли этот период. Если бы было недопонимание или люди другие, пришлось бы намного сложнее. А мы на фоне сложностей еще больше сдружились и сплотились.
Анастасия: Да, пандемия нас сплотила. Не только в магазине - в компании в целом. Руководители, сотрудники офиса, других наших точек и отделов… Какие теплые слова мы слышали от коллег, как они искренне благодарили и поддерживали нас!
Конечно, агрессию со стороны покупателей переносить было очень тяжело, но что мы могли сделать? Таков закон. Но и чувство, что мы нужны, не проходило. Люди шли непрерывным потоком, большинство спрашивали совета, как обезопасить себя и свой дом, делились своим опытом...
Научились многому
- Как считаете, вас изменила работа в непростых условиях?
Лилия: После карантина я начала больше заботиться о своем здоровье. Стала более организованной и в работе, и жизни. За эти месяцы нагрузка увеличилась - у нас большой магазин в центре города. Обязанностей стало больше - нужно и в зале красоту навести, и с покупателями пообщаться, и проверить, все ли на месте, в порядке. Так и научилась успевать все.
Анастасия: Я рада, что осталась в компании и прошла испытание пандемией. Эта ситуация меня многому научила - я повзрослела. Теперь знаю - вот она, реальная жизнь.
- Как думаете, вы достойно прошли это непростое испытание? Считаете себя победителем?
Анастасия: В каком-то смысле да. Мы стали более сплоченными и поняли, что такое настоящие трудности. Каждый из нас знает и умеет больше, чем умел до этого. Так, раньше каждый выполнял исключительно свои обязанности - кто на кассе, кто на выкладке, кто отчеты делает. Но в период пандемии нагрузки возросли, и мы научились всем процессам в магазине, в том числе работе с компьютером и важными бумагами.
Лилия: Я уверена - мы отлично справились! Мы молодцы, что выстояли, не сдались и боролись до последнего. Это действительно победа - не все компании открылись после карантина, а мы продолжаем работать. И наш труд по-прежнему облегчает людям жизнь, помогает с улыбкой идти через трудности. А это значит, все, что мы делаем, - не зря.