Новая специальность
Улица Красного Текстильщика, д. 10-12, середина дня. В просторном офисе привычная для этой организации картина. На приёме у специалистов немало мужчин со следами пережитого на лице. Все они в разное время находились в районе спецоперации, демобилизовались и сейчас пришли, чтобы решить возникшие вопросы. Так, у Андрея Потапова, который ушёл добровольцем, был ранен, появились проблемы с выплатами. А Игорь Каретин, тоже отправившийся добровольцем, ищет работу. На фронте он возил бойцов на передовую, доставлял припасы и обеды, не раз пули и осколки били по колёсам, кабине. Но – повезло, его даже не задело. Вернулся домой, к мирной жизни, однако оказалось, что найти подходящее место непросто. Аналогичные проблемы и у других посетителей.
«Поиск работы или освоение новой профессии, переобучение – одни из основных вопросов, – говорит Алёна Виноградова. – По закону рабочее место за сотрудником, который ушёл на СВО, сохраняется. Но нередко в силу тех или иных причин он просто не может туда вернуться. Например, один из наших подопечных, доброволец, был поваром. Получил серьёзные ранения, обгорел. И сейчас снова варить борщи, стоять у плиты для него нереально. Таких случаев сотни. Он обратился к нам, и мы предложили переобучиться на оператора ЧПУ. Мужчина успешно закончил курсы и уже устраивается по новой специальности на крупном оборонном заводе».
Чтобы проблемы людей, защищавших страну, решались быстрее, каждого, кто обращается в фонд, прикрепляют к социальному координатору. Таких специалистов больше 90. Они буквально берут шефство над вернувшимся воином, становятся ему другом и надёжным плечом. Помогают составить резюме, зарегистрироваться на крупнейших порталах, где предлагаются вакансии, установить обратную связь. А иногда даже заставляют не поддаваться апатии, унынию и быть более активными в поисках своего места в жизни.
«Телефон не выключаю»
«У меня под опекой 58 человек, – рассказала социальный координатор Светлана Тимофеева. – Одни приходят спокойные и уверенные, другие в тревоге, надломленные. Но постепенно напряжение снимается. Мы вместе составляем план, где прописываем всё, что нужно сделать: помочь получить выплаты, пройти реабилитацию, устроиться на работу. Для этого отправляю письма, запросы, а иногда приходится вместе с бойцом ходить по инстанциям. Многие не знают, что им положено, не верят, что могут что-то получить от государства, теряют надежду на справедливость. Тогда проявляю настойчивость, требую, чтобы написали заявление, оформили документы. И надо видеть, как люди преображаются, когда решаются их проблемы. Телефон я не выключаю, это работа 24/7, но мне нравится, так как мы реально помогаем».
«Однажды пришёл к нам парень – с медалями, но внутренне весь зажатый, никому не верящий, – продолжила тему Алёна Виноградова. – В Петербурге он лечился в госпитале и решил остаться в нашем городе. С жильём вопрос решился, а вот желания адаптироваться не наблюдалось. Социальный координатор постепенно, мягко подвела его к необходимости трудоустройства и помогла найти работу. Затем пришла на предприятие, поговорила с коллегами. А когда он влился в коллектив, фонд пригласил бойца и его новых друзей на спортивные соревнования. Во время одного из таких товарищеских матчей солдат встретил девушку, которая стала его судьбой. Сейчас молодого человека не узнать – трудится, строит семью. И по-прежнему остаётся на связи с координатором».
Судьба дала второй шанс
Одно из важных направлений – сотрудничество с крупными компаниями города: РЖД, «Силовыми машинами», Обуховским заводом, «СКА Арена» и другими. Организовано и переобучение, чтобы люди могли овладеть другой профессией. Здесь партнёрами программы выступают ведущие вузы и средние учебные заведения города. В их числе Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-Западный институт управления. В университете «Синергия», например, сейчас получают высшее образование 9 участников СВО и ещё 11 проходят переподготовку. Отборочные тесты сдают и желающие получить профессию в IT-отрасли. Такие навыки они могут получить на курсах в школе № 21 Василеостровского района. Причём обучение ведётся и дистанционно в командной форме, что привлекает слушателей.
Ещё одно звено системы – тесная связка со Службой занятости города. Представитель службы постоянно находится на площадке фонда, что даёт возможность оперативно найти вакансии, направить запрос. А в апреле текущего года ведомства совместно провели две ярмарки вакансий для участников СВО. Каждую посетили свыше 40 человек. Причём вторая проходила целенаправленно для ребят с инвалидностью. Несмотря на то, что их сложнее устроить, многие уже успешно начали свою трудовую деятельность.
Не обходят здесь и ещё одну острую тему – поддержку людей с судимостью.
«Не секрет, что «за ленточкой» воюют и те, кто получил срок, – говорит Алёна Виноградова. – Они понимают, что судьба дала им второй шанс и надо постараться его использовать, не подвести однополчан и себя. Многие на передовой ведут себя героически, но вот в мирной жизни тюремное прошлое часто становится помехой. К нам недавно пришёл боец старше 50 лет, имеющий несколько судимостей. На работу его не брали. Мы изменили ситуацию и подобрали ему вакансию монтажника в фирме, которая устанавливает окна. В итоге человек ответственно подошёл к делу, в компании им довольны, даже повысили зарплату».
Решить социальные проблемы, избавиться от бюрократии
В одном из своих первых выступлений министр обороны РФ Андрей Белоусов призвал обратить первоочередное внимание на решение социальных проблем участников СВО.
«Это касается выплат на обеспечение жильём, выплат гражданского персонала в воинских частях, это касается медицинского обслуживания». Также он призвал избавиться от избыточной бюрократии и бумажной волокиты при подтверждении льгот.
По словам А. Белоусова, это можно сделать «в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия».
«Действительно, у нас по денежному довольствию военнослужащим, которые участвуют в СВО, вместе с возможными выплатами сегодня подняли планку минимум до 200 тыс. рублей. В принципе, люди получают там и гораздо больше. Но жизнь не сводится только к денежным выплатам и денежным довольствиям. У нас есть ещё над чем работать».
Когда мечты – сбываются
Даже в зрелом возрасте можно получить новую профессию и реализовать себя. Пример – история ветерана спецоперации Сергея Джуня.
Ему за 50. С самого начала он отправился защищать Родину в рядах добровольцев. Был стрелком, штурмовиком, получил ранение. После возвращения решил поменять профессию и исполнить давнее желание – стать художником.
«Но как это сделать? – задался вопросом Сергей. – Пришёл в фонд «Защитники Отечества». Мне помогли собрать необходимые документы и поступить на подготовительный курс в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица. Хожу туда с большим удовольствием. Учусь два раза в неделю по вечерам, так как утром работаю. Также сотрудники филиала познакомили с известным художником Дмитрием Кустановичем, который даёт мне индивидуальные уроки, многое подсказывает. В меня настолько поверили, что предложили в помещении фонда организовать выставку работ. Летом планирую поступать на основной курс Академии и надеюсь, что моя мечта, к которой так долго стремился, сбудется».