Не хватает информации. Первые итоги транспортной реформы в Петербурге

В центре города с транспортом еще более-менее. Но стоит от него удалиться... © / Татьяна Швецова / АиФ

За месяц после старта реформы горожане сполна испытали на себе как плюсы, так и минусы новой модели. Где пробуксовывает система? И как организаторы собираются исправлять недостатки?

   
   

Ждем, опаздываем

Сначала о плюсах. Из положительных сторон жители отмечают появление большого числа современных автобусов. Они комфортные и удобные – снабжены кондиционерами, зарядными устройствами для гаджетов, аппарелями и низким полом, что дает возможность без проблем войти и пожилым, и маме с коляской. При оплате действуют все виды льгот.

В рамках первого этапа на улицы Северной столицы вышли около 900 таких машин. Большинство на газомоторном топливе, что снижает нагрузку на экологию мегаполиса. Кроме того, машины, что немаловажно в нынешних условиях, российского и белорусского производства. А значит, ремонт и запчасти будут поставляться вовремя. Также людей радуют новые остановки, особенно там, где их раньше не было. Наиболее актуально это для новых кварталов, куда общественный транспорт ходил с трудом.

Ну а дальше начинаются минусы. В те же районы новостроек горожане раньше добирались преимущественно на маршрутках. Однако одной из целей авторов реформы является как раз постепенный отказ от устаревших «кашек» (они должны исчезнуть в июле, с началом третьего этапа) и замена коммерческого транспорта на социальный. Задачи, вероятно, правильные, но на деле сегодня это выливается в большие очереди, длительное ожидание и удлинение пути. Ведь если юркие «пазики» могли остановиться, «где нужно», то автобус ходит строго по установленному маршруту. В итоге если раньше с Юго-Запада или Приморского района жители спокойно напрямую добирались в центр города, то сегодня часто вынуждены ехать на перекладных. Что увеличивает и время, и стоимость проезда.

«Я в 8 утра пришел на остановку, сейчас 9, нужной мне маршрутки нет ни в ту, ни в другую строну, – рассказал житель Комендантского проспекта Евгений Титов. – Была очень удобная К-76, которая шла практически от дома до БКЗ «Октябрьский», но сейчас она ходит значительно реже. Приходится добираться до «Петроградки», затем на метро. На дорогу до работы теперь трачу почти вдвое больше времени».

Слабо «привязали изолентой»?

Помочь смягчить нестыковку мог бы новый тариф «60 минут», который введен тоже в рамках реформы. При его использовании в течение часа первая поездка в наземном транспорте стоит 40 рублей, вторая – 10, а третья и последующие будут бесплатными. Однако для многих граждан оказалось неожиданным, что он действует при оплате единым электронным билетом, записанным на карту «Подорожник», и при этом только в наземном транспорте.

«Одна из причин – неинформированность, – признал сбой председатель профильного комитета Кирилл Поляков. – Люди пытаются пересесть из коммерческого маршрута на социальный, в этом случае «60 минут» действительно не срабатывает. К метро он тоже отношения не имеет, для этого есть другой тариф – «90 минут». Мы проанализировали все «слабые звенья», и жалобы на тариф свелись к минимуму».    
   

Еще одно новшество – убирают кондукторов. Такая система сейчас введена на 97 социальных маршрутах. Расплатиться за проезд теперь можно проездным через валидатор или так называемым разовым билетом с QR-кодом. Но его продают ограниченно – в офисах ГКУ «Организатор перевозок», кассах метро и всего 19 киосках на весь город. Они работают с 8 до 20, и до них тоже надо доехать. Кроме того, билет нельзя купить впрок. В ответ на претензии пассажиров власти города разрешили приобретать разовые QR-билеты онлайн – через приложение BSTR. И все бы хорошо, но за операцию взимается комиссия 3 рубля, 5% от стоимости. Платит, естественно, пассажир.

«Первый этап – тестовый, – не скрывает сложностей Кирилл Поляков. – Идет притирка, обкатка всей системы. В момент старта случается что-то не так прикрутили, как говорят водители, слабо «привязали изолентой». Сейчас работаем в режиме ежедневной диспетчерской – на 28 маршрутах уже усилили подвижной состав. Все вопросы анализируем, чтобы максимально решить их ко второму этапу. Он начнется уже с 1 июня».

Языком цифр

193 млрд руб. – в такую сумму обойдется новая модель транспортного обслуживания Петербурга. Средства будут выделяться поэтапно, на протяжении шести лет, до 2028 года. В стоимость входят закупка подвижного состава, заправка топливом, зарплаты персонала и т. д.

Для проведения реформы город заключил контракты с 4 перевозчиками. Рентабельность перевозчика, как сказано в приказе Минтранса, составляет около 6%. Каждый автобус стоит от 13 до15 миллионов рублей. Штрафы за безбилетный проезд вырастут до 2,5 тысячи рублей.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Комментарий: Надо было еще 10 лет назад!

Заместитель директора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова:

«Все такие реформы проходят очень болезненно. Достаточно на 30 метров передвинуть остановку, и те, к кому она стала ближе, молчаливо обрадуются, кому дальше – будут громко выражать недовольство.

Изменение транспортной модели в Петербурге назрело давно. По-хорошему, ее требовалось вводить еще 10 лет назад, потому что было откровенно стыдно за наш общественный транспорт. И маршрутки, которые заслуженно называли «ведра с гвоздями», и некомфортные автобусы, старые трамваи – все требовало замены.

Об этом говорилось и в большом исследовании, которое наш институт еще в 2016-м выполнил по заказу СПбГКУ «Организатор перевозок». Тогда мы четко установили, как передвигаются горожане – где пересаживаются, как оплачивают проезд и т. д. Проследили буквально от одной остановки до другой. Обработали свыше 60 миллионов записей в системе электронных платежей. Знаю, что эта подробная информация активно использовалась специалистами и, надеюсь, тоже помогла подготовить реформу.

Сейчас видно: качество обслуживания растет. Немало и претензий, но, повторю, недовольство закономерно, к любым изменениям люди привыкают очень тяжело. Конечно, пассажиры не должны ждать автобус по часу-полтора, как порой происходит. Думаю, здесь надо разбираться с каждым отдельным случаем. Реален и форс-мажор – город большой и ситуации могут быть разными. Читаю письма несогласных, которые спрашивают – почему не открыли тот или иной нужный им маршрут. Но реформа только началась. На третьем этапе, например, на улицы выйдут свыше 1200 новых автобусов. Кроме того, авторы проекта обещают устранить ошибки и недочеты. Поэтому давайте подождем несколько месяцев».

Кстати

На днях вице-губернатор Петербурга Максим Соколов признал, что городу не хватает денег на завершение реформы. Заявление прозвучало во время работы Госсовета России в Казани.

«Средства Минпромторга на эти цели в текущем году в большей своей части заблокировал Минфин для поиска дополнительных источников бюджета. И, таким образом, второй и третий этап транспортной реформы находятся в зоне риска, поскольку та финансовая модель, что перевозчики разыграли в прошлом году, не предполагает отсутствие этих довольно существенных субсидий», – заявил Соколов.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.