Неравный бой. Почему Полтавская битва стала упущенным шансом?

Память о «битве века» в России широко увековечена. © / public domain

Битва состоялась 27 июня (8 июля по новому стилю) 1709 года и стала генеральным сражением Северной войны, которую вели войска под командованием Петра I и шведская армия короля Карла XII. Казалось бы, за прошедшие три века «сия баталия» историками, военными спецами изучена в деталях.

   
   

И все же некоторые факты обычно остаются за кадром. Как же разворачивались события 315 лет назад? Об этом в материале spb.aif.ru

Карл – авантюрист?

Напомним: Северная война длилась с 1700-го по 1721 год и стала затяжным конфликтом между Швецией и Северным союзом, куда вместе с Данией, Саксонией и Речью Посполитой входило и Русское царство. Тогда амбициозный и молодой (на престол взошел в 15, а на момент Полтавской битвы ему всего 27 лет) шведский король Карл XII одерживал одну победу за другой. Он фактически вывел из строя Саксонию и Польшу, наших союзников, и на волне успеха двинулся на Россию.

В конце 1707 г. его армия перешла Вислу и устремилась к нашим границам.

Карл не скрывал: он хотел при помощи оружия сделать русское государство колонией Швеции и тем самым ослабить его экономическое и политическое развитие. В том числе отрезать Россию от морских торговых путей. Король считал, что добиться этой цели просто: нужно одним ударом разгромить русскую армию, а затем кратчайшим путем, через Смоленск, пробиться к Москве, взять столицу и таким образом захватить страну. Петра он собирался принудить подписать выгодный для Швеции мир. Однако этот авантюрный план недооценивал силы армии Петра и стойкость нашего народа.

Прочувствовал Карл это очень быстро. Первое серьезное столкновение произошло уже 28 сентября 1708 года у деревни Лесной. Шведы потерпели там оглушительное поражение. Они потеряли весь обоз с провизией и до 8,5 тыс. человек убитыми. В итоге из 16-тысячного корпуса генерала Левенгаупта к Карлу добрались лишь остатки разбитого подразделения без артиллерии и боезапаса, крайне необходимого шведам. Победа у Лесной помимо военного имела большое моральное значение. Она показала силу русской армии, ее готовность противостоять неприятелю. Недаром Петр назвал это сражение «матерью Полтавской битвы».

Была у этой войны и еще одна сторона, которая по-особому воспринимается сегодня. Наступая на Россию, Карл XII очень надеялся на усиление своей армии на Украине. Этому способствовала история гетмана Мазепы. Ранее верный соратник, в 1708-м он предал Петра и вместе с частью запорожских казаков присягнул на верность шведской короне. Но поступки элиты не нашли поддержки в народе. Украинцы не поддержали изменника Мазепу. Наоборот – крестьяне прятали от шведов продовольствие и вели партизанскую войну с врагом. Так что вместо предполагавшегося отдыха шведы вынуждены были всю зиму 1708–1709 гг. провести в бесплодных боях с русскими войсками и партизанами. А зимовка на Украине, по сути, в кольце окружения, еще более ослабила неприятеля.

   
   

В 1709-м Карл снова задумал наступление на Москву, теперь через Харьков и Белгород. На этом пути одним из опорных пунктов русских являлась крепость Полтава. В апреле шведы осадили Полтаву, однако гарнизон, где служили всего 2200 человек, при поддержке населения три месяца мужественно оборонялся. Отражено свыше двадцати штурмов! Длительная и упорная оборона крепости позволила подготовить русские войска для генерального боя со шведами.

Было ясно, что главное сражение близко. Интересно, как вдохновляли на бой свои войска оба императора. Накануне Петр I объехал все полки, где требовал биться не за царя, а за «Россию и российское благочестие…» Пытался поднять дух своей армии и Карл XII. Воодушевляя солдат, он объявил, что завтра они будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Измотали шведов редутами

Карл наметил сражение на 26 июня. Одним из решающих моментов должна была стать внезапность. Но с самого начала все пошло не так. В 23.00 26 июня король отдал приказ будить армию и построить ее для марша. Однако шведы не смогли быстро привести войска в боевой порядок. Нужная готовность была достигнута только к двум часам ночи уже 27 июня. Таким образом, шведы потеряли три важных часа и напрочь упустили стремительность. Дальше – больше. Первыми на их пути встали русские редуты. Первые два они взяли с ходу (многие историки утверждают, что это были недостроенные сооружения), а затем начались проблемы. Шведы собирались просто пройти через укрепления, но не тут-то было. Атаки захлебывались, а подоспевшая конница под руководством Меншикова не давала овладеть важными позициями. В итоге редуты взяли с огромным трудом – только на подходе к основному месту сражения неприятель потерял до 3 тыс. человек.

Петр применил интересную тактику. Измотав врага, он в 4 утра отдает приказ об отступлении. Шведы тоже заняли выжидательную позицию, рассчитывая на подход своей кавалерии. Но поддержка так и не пришла, и тогда их пехота выстроилась в линию и приготовилась к бою. Построение в линию было стратегическим коньком Карла XII. Считалось, что в таком боевом порядке победить его войска невозможно. Но реальность оказалась иной.

Решающее наступление шведов началось в 9 утра. Однако русская артиллерия вместе со стрелками устроила такой шквальный обстрел, что противник с первых минут понес огромные потери. Знаменитый строй оказался полностью разрушенным. Выстроить линию атаки, которая бы по длине превосходила русские отряды, растянувшиеся до 2 км, не получалось. В результате начались паника и бегство. В 11 утра все было закончено.

За 2 часа войска Петра одержали полную победу. Цена ее была большой. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми, 3290 человек ранеными. Потери же шведской армии оказались катастрофическими. Пехота и артиллерия просто перестали существовать. Погибли или попали в плен все генералы. Были убиты 9000 солдат и командиров, 3000 попали в плен сразу и еще 16 000 пленили через 3 дня, когда настигли отступающих у села Переволочны.

Могли ли пленить короля?

В наши дни, нисколько не умаляя результат, специалисты обращают внимание и на другие факты. В армии Карла во время Полтавы было 37 тысяч, у русских – 60, а по современным оценкам 80 тыс. человек. Кроме того, шведы были измотаны и полуголодные, ведь они почти год провели на территории неприятеля без необходимого провианта. Точно так же и с вооружением. Все историки подтверждают, что у шведов имелось всего 4 орудия, а у русских 111! О неравенстве сил говорит и сам ход боя.

Генеральное сражение длилось всего два часа. Для сравнения – Бородинская битва гремела сутки…

Кроме того, итоги победы могли стать еще более внушительными, если бы русская армия не стала сразу праздновать «викторию», а немедленно устремилась в погоню за отступающим в панике неприятелем. Наверняка на тот момент им бы удалось догнать короля и взять его в плен, что могло повлиять на дальнейший ход истории. Но шанс был упущен. В итоге Карлу удалось уйти, переправиться в Турцию, а затем еще 12 лет вести войну.

Кстати
На днях в Артиллерийском музее было представлено уникальное батальное полотно, посвященное Полтавской битве. Его отреставрировали и показали впервые за 100 лет. На картине – Полтавское сражение, однако, по сути, это портрет Петра Первого. История ее создания покрыта тайной. Известно, что в 1901 году художница Елена Рейхардт перенесла на холст сюжет одного из гобеленов Эрмитажа. Гобелен был копией картины, которую заказывал сам Петр по случаю победы в Северной войне. Историки гадают, почему император изображен без легендарной треуголки, пробитой вражеской пулей. Одна из версий – на картине момент, когда головной убор прострелили и он упал на землю. В запасниках работа оказалась в 30-х годах прошлого века. Реставрировали ее почти год: специалисты ликвидировали следы раннего неаккуратного вмешательства, восстановили красочный слой. Сегодня картину можно увидеть в Артиллерийском музее.

Память о «битве века» в России широко увековечена. А. С. Пушкин написал свою знаменитую поэму «Полтава» (первоначально хотел назвать «Мазепа»). В Петергофе к 25-летнему юбилею сражения в 1735 году была установлена скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву», созданная по проекту Растрелли. Лев ассоциировался со Швецией, на гербе которой находится этот геральдический зверь. В честь 200-летия сражения учреждена медаль, а на самом месте установлен храм. В народе же сохранилось устойчивое выражение: «Пропал, как швед под Полтавой», обозначающее полный провал, без надежды на спасение.

Ну а сами шведы в неформальных беседах ранее часто признавались, что очень благодарны Петру I. Во-первых, после сокрушительного разгрома страна умерила свои имперские амбиции и стала на путь «обычного европейского государства». Во-вторых, Полтавской битвой Петр навсегда отучил шведов нападать на Россию. В итоге они выбрали политику нейтралитета, позволившую нации процветать и успешно пройти через многие сложные периоды. А между нашими странами на долгие годы установились добрососедские отношения. Правда, события последнего времени показывают, что шведы, похоже, решили изменить правилам. Но, задумывая что-то сегодня, нелишне обратиться к истории, в том числе вспомнить уроки Петра Первого.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.