Буйство Невы. Как Петебург пережил самое страшное наводнение

19 ноября (7-го ноября по старому календарю) 1824 года произошло одно из самых страшных и разрушительных наводнений за всю историю Санкт-Петербурга.

   
   

Если верить документальным источникам, то вода в некоторых местах города поднялась на два, а то и на три человеческих роста (больше 4 метров). По самым минимальным оценкам, в этот день погибло от 200 до 600 человек. Но множество пропало без вести – скорее всего их тела были вынесены сильным потоком воды в Финский залив.

Как разливалась Нева

«Зрелища сего описать невозможно. Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа», - так говорили о наводнении очевидцы происходящего.

Изначально ничего не предвещало беды, в Петербурге часто идут дожди и ещё чаще дуют ветра.

Однако в ночь с 18 на 19 ноября разразилась самая настоящая буря, ветер стал свирепым, а уровень воды начал подниматься. Утром  на Адмиралтейской башне зажглись сигнальные огни, которые предупреждали о вероятности наводнения. Однако граждане не обратили на эти знаки особого внимания. Многие и вовсе устремились к Неве поглядеть, как поднялась вода.

Между тем, пока в центре города продолжались гуляния, его окраины, которые находились ближе всего к Финскому заливу, уже затапливало.

К 10 утра водная стихия показала всё своё могущество, волны пенились, вода закручивалась и со страшным грохотом ударялась о гранитные стены канала. Александр  Пушкин так писал об этом событии в поэме «Медный всадник»:

   
   

«Погода пуще свирепела, 

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась».

И, действительно, стихия обрушилась на Санкт-Петербург: многие деревянные постройки не выдерживали натиска воды, их сносило. Что говорить о людях, скоте, деревьях.

Столица империи погрузилась под воду. Количество воды на улицах города превышало два человеческих роста. Уровень воды поднялся на 4,14-4,21 метра выше ординара (средний многолетний уровень воды в водоёмах. - Прим.ред.) затопило всё, кроме Литейной, Рождественской и Каретной части города.

Александр I, который стал свидетелем буйства неумолимой стихии, в сердцах воскликнул: «За мои грехи Бог нас карает!».

 Спасение утопающих

Когда стало понятно, что происходит,  люди начали искать возможные пути спасения. Кто-то взбирался на брёвна и деревянные двери. Кто-то пытался подняться повыше на крыши и чердаки домов.

«Вода чрезвычайно велика затопила всю нашу Коломну. Подхожу к окошку и вижу быстрый проток; волны пришибают к возвышенным тротуарам; скоро их захлестнуло; еще несколько минут, и черные пристенные столбики исчезли в грозной новорожденной реке. Она посекундно прибывала», - описывал происходящее автор «Горя от ума» Александр Грибоедов, который и сам спасся от прибывающей воды, только оперативно забравшись на чердак своего дома.

Многих маленьких детей, чтобы спасти от стихии, прятали в деревянные ящики – к примеру, к одному из домов на Выборгской стороне прибило ящик из-под сахара, в котором нашли младенца. Некоторые пытались ухватиться даже за гривы лошадей, которые умеют плавать и более выносливы, чем люди.  

Очевидцы писали и о страшных картинах, и о примерах взаимовыручки: «…женщина бежала по воде, держа на руках маленькую девочку. Вдруг видит плывущего на бревне солдата — она бросает ему своего ребенка, а сама погружается в воду и утопает». Преступники, которых выпустили из одного из петербургских исправительных домов, не побежали, куда глаза глядят, а ринулись помогать старухам из соседних домов.

«..государь явился на балконе. Из окружавших его один сбросил с себя мундир, сбежал вниз, по горло вошел в воду, потом на катере поплыл спасать несчастных. Это был генерал-адъютант Бенкендорф. Он многих избавил от потопления», - констатировал Александр Грибоедов.

Наводнения в Петербурге Фото: Public Domain

Вода размыла кладбища. Одной женщине пришлось дважды хоронить мужа, за несколько дней до наводнения она его захоронила на местном кладбище, а 19 ноября гроб буквально прибило к её порогу.

Разбираясь с последствиями

Конечно, это была большая трагедия для всего Санкт-Петербурга. Материальный ущерб был огромен. «Вид открыт был на Васильевский остров. Тут, в окрестности, не существовало уже нескольких сот домов; один, и то безобразная груда, в которой фундамент и крыша — всё было перемешано», - описывает увиденное Грибоедов. 

Множество людей остались без крова над головой и пропитания. Город принял экстренные меры. Для пострадавших были открыты двери многих больниц и частных домов, дом военного губернатора был переоснащён в приют.

Были созданы специальные комитеты по всему городу для помощи обездоленным, раздавалась еда, одежда и деньги на существование. Александр I пожаловал для пострадавших один миллион рублей, чем подтолкнул других дворян поступить также. В итоге в фонде помощи было более 4-х миллионов рублей.

Уже 20-го ноября началось восстановление города: набережные, мосты и целые здания реконструировались. Выкачивали воду из подвалов и домов. Прямо в здании императорской библиотеки выловили большого сига.

Город приходил в себя, но стало ясно: нужно что-то предпринять, чтобы подобных ситуаций больше не происходило. К тому моменту учёные уже знали, что такие подъёмы воды вызваны волнениями на Финском заливе. Для достаточно широкого морского пространства поднимающиеся волны не очень велики, но при подходе к сужению в русло Невы, они становятся реальной угрозой для горожан.

Всего за три века Петербург в совокупности пережил около 309 наводнений, последнее из которых, кстати, было зафиксировано в 2011 году (многие горожане, впрочем, его не заметили, так как для Петербурга наводнением принято считать  поднятие воды как минимум на 1,60 метров выше ординара, что не приводит к полному подтоплению улиц города - прим.ред.). Но самым разрушительным по-прежнему считается наводнение 1824 года.

Поэтому Пётр Базен в том же году спроектировал дамбу для Финского залива, чтобы оградить город от повторения ужасных событий. Однако к её реальному строительству приступили только в 1979 году, а достроили лишь  в 2011.

Глобальное потепление – новые наводнения?

Многие климатологи считают, что из-за повышения температуры на планете и таяния ледников, Петербург может вновь пережить подобную напасть.

Как отмечают специалисты, в данный момент прямой  угрозы для города нет. Повышение уровня воды сейчас купируют с помощью гидротехнических механизмов дамбы. Однако, чтобы избежать каких-либо неприятных последствий, в Петербурге уже разрабатывается план по береговой защите и изменению инфраструктуры города, чтобы он смог справиться с большим количеством дождей и возможным поднятием уровня воды.  Тем не менее, пока что данные планы далеки от реального воплощения – причина в том, что многие аспекты затрагивают разные уровни власти, что замедляет процесс согласования.

Впрочем, в ближайшее время климатологи разрушительного наводнения в города на Неве не ожидают.