Ни управы, ни спасения. Электросамокаты продолжают калечить петербуржцев

Лишь 10% арендных самокатов фигурируют в аварийных сводках, остальные же – частные СИМ, которые по-прежнему ничем не ограничены, кроме ПДД. © / Татьяна Швецова / АиФ

В Петербурге, несмотря на множество правил и ограничений пользования электросамокатами, число аварий с их участием не сокращается. Страдают и сами «водители» двухколесного транспорта, и окружающие их пешеходы, и даже автобусы.

   
   

Хруст железа и костей

В середине июля число жалоб горожан на электросамокатчиков в чат-боте «Самокаты в СПб», который не просуществовал и 2 месяца, превысило отметку в 500 голосов. Наверное, ни дня не проходит, чтобы кто-то где-то не упал или в кого-то не врезался. В эту сводку часто попадают дети: 10-летний школьник на велосипеде, сбитый электросамокатчиком у парка Интернационалистов во Фрунзенском районе, 12-летняя девочка, получившая перелом ключицы на улице Вавиловых в аналогичном столкновении, две несовершеннолетние 7 и 10 лет, сбитые «Маздой» на проспекте Народного Ополчения, – катились на электросамокате по проезжей части… И это далеко не полный перечень трагедий в этом сезоне. На днях на Вознесенском проспекте электросамокатчик влетел в автобус: от столкновения у машины даже отвалилась часть бампера с фарой. Но самое страшное происшествие со смертельным исходом произошло в начале июля на улице Броневой, где мужчина истек кровью до приезда скорой помощи, разбив голову при падении с арендованного самоката. В кикшеринговой компании MOLNIA, которой принадлежал агрегат, тогда сообщили, что погибший не превышал скорость, а вероятная причина падения, которая привела к смертельной травме, – выбоина на неровной дороге.

К середине лета в городе произошло 65 происшествий с участием электросамокатов. Уже в мае эта статистика стала опережать прошлогоднюю.

В докладе МВД РФ с анализом ДТП в регионах говорится, что улично-дорожная сеть городов не приспособлена для пользователей СИМ (средств индивидуальной мобильности. – Прим. ред.), их движение остается неупорядоченным.

Сейчас ПДД приравнивают электросамокатчиков к пешеходам. Это значит, что они могут двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам и только в случае их отсутствия – по обочинам. На практике же эти товарищи носятся, как хотят, порой сбивая прохожих, как кегли. Поэтому Смольный с прошлого года ввел несколько ограничений по арендованным СИМ (см. инфографику). Езда по улицам города быстрее 20 км/ч на кикшеринговых электросамокатах стала неосуществимой технически, а где-то и невозможной в принципе – так, их по соглашению со Смольным запрограммировали сервисы проката (в 2022 году сторонами этого соглашения стали компании-операторы, представляющие бренды Whoosh, Urent, Molnia, BusyFly, Mangoo, ПоПути, Яндекс Go – это 99% парка электросамокатов для предоставления в аренду в Северной столице. – Прим. ред.). По статистике, лишь 10% арендных самокатов фигурируют в аварийных сводках, остальные же – частные СИМ, которые по-прежнему ничем не ограничены, кроме ПДД. В итоге в прошлом году Петербург даже после введенных ограничений остался в лидерах среди российских городов по числу аварий с электросамокатами.

Штрафы за нарушение правил составляют от 500 рублей до 5 тысяч. При серьезном повреждении электросамоката – от 60 до 90 тыс. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Нет шлема – нет дороги

По мнению экспертов, действующие меры властей по регулированию электросамокатчиков недостаточны, и для них нужен отдельный юридический статус в ПДД.

«Если власти решат выделить электросамокаты в от-дельную категорию, возможны любые варианты законодательного решения вопроса: полный запрет на перемещение по дорогам и тротуарам, движение только по специально оборудованным дорожкам, возможность использования только при выполнении одного или целого ряда требований (достижение возраста, шлем, наколенники, документ на право управления, страховка, допоборудование и т. п.). Также можно подходить к регулированию электросамокатов, исходя из мощности электродвигателя, тем самым приравняв их либо к велосипедам, либо к мопедам, либо к мотоциклам, и распространить на них соответствующие требования ПДД», – считает юрист Олег Матюнин. По мнению эксперта в области государственного управления, старшего преподавателя МГУ имени М. В. Ломоносова Артема Косорукова, частное владение электросамокатами необходимо регулировать отдельными нормативными актами, обязав их владельцев получать права категории М и проводить техосмотр, как это сделано, например, в Италии.

   
   

Комментарий: «Опасней велосипеда»

Руководитель АНО «Петербургское велообщество» Павел Хусу:

«Электросамокат по своим техническим и скоростным характеристикам больше похож на велосипед. Но для пользователя он опасней, так как на нем значительно выше риск упасть при наезде даже на незначительную яму или другую неровность. К тому же падение с велосипеда в основном происходит на бок, а с самоката вылетают вперед, из-за чего получают серьезные травмы головы. При этом вряд ли кто-то будет специально покупать и носить с собой защитный шлем, чтобы покататься на арендованном самокате. Для безопасности всех участников дорожного движения мировая практика предлагает для передвижения электросамокатов использовать велодорожки, но в Петербурге их мало – всего 130 км на более чем 3 тыс. км автодорог, поэтому необходимо заниматься развитием этой инфраструктуры».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.