В Петербурге, несмотря на множество правил и ограничений пользования электросамокатами, число аварий с их участием не сокращается. Страдают и сами «водители» двухколесного транспорта, и окружающие их пешеходы, и даже автобусы.
Хруст железа и костей
В середине июля число жалоб горожан на электросамокатчиков в чат-боте «Самокаты в СПб», который не просуществовал и 2 месяца, превысило отметку в 500 голосов. Наверное, ни дня не проходит, чтобы кто-то где-то не упал или в кого-то не врезался. В эту сводку часто попадают дети: 10-летний школьник на велосипеде, сбитый электросамокатчиком у парка Интернационалистов во Фрунзенском районе, 12-летняя девочка, получившая перелом ключицы на улице Вавиловых в аналогичном столкновении, две несовершеннолетние 7 и 10 лет, сбитые «Маздой» на проспекте Народного Ополчения, – катились на электросамокате по проезжей части… И это далеко не полный перечень трагедий в этом сезоне. На днях на Вознесенском проспекте электросамокатчик влетел в автобус: от столкновения у машины даже отвалилась часть бампера с фарой. Но самое страшное происшествие со смертельным исходом произошло в начале июля на улице Броневой, где мужчина истек кровью до приезда скорой помощи, разбив голову при падении с арендованного самоката. В кикшеринговой компании MOLNIA, которой принадлежал агрегат, тогда сообщили, что погибший не превышал скорость, а вероятная причина падения, которая привела к смертельной травме, – выбоина на неровной дороге.
К середине лета в городе произошло 65 происшествий с участием электросамокатов. Уже в мае эта статистика стала опережать прошлогоднюю.
В докладе МВД РФ с анализом ДТП в регионах говорится, что улично-дорожная сеть городов не приспособлена для пользователей СИМ (средств индивидуальной мобильности. – Прим. ред.), их движение остается неупорядоченным.
Сейчас ПДД приравнивают электросамокатчиков к пешеходам. Это значит, что они могут двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам и только в случае их отсутствия – по обочинам. На практике же эти товарищи носятся, как хотят, порой сбивая прохожих, как кегли. Поэтому Смольный с прошлого года ввел несколько ограничений по арендованным СИМ (см. инфографику). Езда по улицам города быстрее 20 км/ч на кикшеринговых электросамокатах стала неосуществимой технически, а где-то и невозможной в принципе – так, их по соглашению со Смольным запрограммировали сервисы проката (в 2022 году сторонами этого соглашения стали компании-операторы, представляющие бренды Whoosh, Urent, Molnia, BusyFly, Mangoo, ПоПути, Яндекс Go – это 99% парка электросамокатов для предоставления в аренду в Северной столице. – Прим. ред.). По статистике, лишь 10% арендных самокатов фигурируют в аварийных сводках, остальные же – частные СИМ, которые по-прежнему ничем не ограничены, кроме ПДД. В итоге в прошлом году Петербург даже после введенных ограничений остался в лидерах среди российских городов по числу аварий с электросамокатами.
Нет шлема – нет дороги
По мнению экспертов, действующие меры властей по регулированию электросамокатчиков недостаточны, и для них нужен отдельный юридический статус в ПДД.
«Если власти решат выделить электросамокаты в от-дельную категорию, возможны любые варианты законодательного решения вопроса: полный запрет на перемещение по дорогам и тротуарам, движение только по специально оборудованным дорожкам, возможность использования только при выполнении одного или целого ряда требований (достижение возраста, шлем, наколенники, документ на право управления, страховка, допоборудование и т. п.). Также можно подходить к регулированию электросамокатов, исходя из мощности электродвигателя, тем самым приравняв их либо к велосипедам, либо к мопедам, либо к мотоциклам, и распространить на них соответствующие требования ПДД», – считает юрист Олег Матюнин. По мнению эксперта в области государственного управления, старшего преподавателя МГУ имени М. В. Ломоносова Артема Косорукова, частное владение электросамокатами необходимо регулировать отдельными нормативными актами, обязав их владельцев получать права категории М и проводить техосмотр, как это сделано, например, в Италии.
Комментарий: «Опасней велосипеда»
Руководитель АНО «Петербургское велообщество» Павел Хусу:
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.