Две русские школьницы заставили весь мир танцевать под их несложный и привязчивый мотив.
Анне-Марии Янковской из Москвы 12 лет, петербурженке Свете Betsy — 11. Отец Светы, композитор Михаил Чертищев родом из Кингисеппа, написал для девочек вирусный хит Sigma Boy. Однако это далеко не первая победа песен Чертищева в мировых чартах Billboard.
Композитор разгадал секрет создания таких треков.
«Капибара», «Сигма Бой», «Я тебе поставлю лайк», «Симпл димпл» — песни, которые мы слышали миллион раз и невольно подпевали. Их автор петербургский композитор, музыкальный продюсер Михаил Чертищев. Оказывается, едва ли не все такие популярные песни уносят нас к первобытным истокам и пляскам у костра. Почему так происходит, в чём волшебная сила музыки и как написать подобный трек?
Успех — в народных мотивах и зацикленности
Света Чертищева стала блогером в пять лет, тогда ей помогали вести соцсети родители. В первом видеоролике она с аппетитом и очень артистично лакомилась фруктами, а также общалась с мягкой игрушкой. Это покоряло всё больше подписчиков.
Сценическая карьера девочки продолжается с псевдонимом Betsy Girl. Наиболее популярные песни Светы «Я поставлю тебе лайк» и «Котики». В 2024 году юная артистка представила очередной хит — сингл под названием «Я не пон». Текст этого сочинения основан на популярных высказываниях хейтеров звезды. Совместно с коллегой-блогером Марией Янковской Света записала композицию «Сигма Бой».
За два месяца снятое видео набрало свыше 18 миллионов просмотров. Постепенно этот проект вышел на международный уровень, собрав множество поклонников трендов TikTok’а по всему миру (запрещённая в России соцсеть).
«Всё развивается волнами: сначала социальные сети, свой регион, после этого песня начинает распространяться в других странах, если она достойная. Всегда интересно наблюдать за тем, как живёт песня за рубежом — тоже волнообразно переходит из страны в страну», — говорит Михаил.
Песня «Сигма-бой» давно популярна на весь мир — Европа, Америка, Азия, Восток, Канада и Австралия. Она попала в мировой шазам — бесплатный кроссплатформенный проект для распознавания метаданных музыки, фильмов, рекламных роликов и телешоу по аудиофрагменту. Песня российских школьниц приобрела сумасшедшую популярность практически во всех странах.
Композитор отмечает, что вируситься любой песне помогают известные блогеры. Важно, чтобы песня распространялась органично за счёт интереса слушателей. Есть песни, фрагменты которых добавляют число просмотров на видео того или иного блогера. Срабатывают и алгоритмы, и сама музыка цепляет чем-то аудиторию. А вот чем цепляет — это знают профессионалы.
«Песня „Сигма Бой“ очень хорошо продумана, чтобы она была интересна большой аудитории. В ней присутствует и мемность, в то же время я постарался сделать её полноценной песней, которую просто приятно слушать вне рамок социальных сетей.
Интегрировал в неё народный мотив, и это тоже по-своему повлияло на её дальнейшую судьбу. В ней есть традиционное, исконное, грустное. Любая этника, талантливо сделанная, очень хорошо заходит слушателям», — говорит композитор.
Заставит прыгать у костра
«Сигма Бой» — это недоступный меланхоличный парень, этот образ сегодня популярнее любого спортсмена, супермена или хрестоматийного качка из боевиков. Если секрет успеха этой песни в народных мотивах, то другой трек «Симпл димпл» цепляет зацикленностью определённой музыкальной петли, которая не надоедает.
«Если есть ощущение, что слушаешь песню и хочется прыгать вокруг костра — такое первобытное племенное чувство — значит, у этого трека есть потенциал. Добиться этого трудно, над этим приходится много работать. Не всё получается, многое летит „в корзину“. Самое сложное — создать простой мотив. В песне „Я тебе поставлю лайк“, которая популярна в Китае, Индии, Индонезии, также это присутствует. Это проработанные вещи.
Одно дело, когда случайно выстрелило, единожды — автор не разобрался с материалом и не сумел повторить. Если песни одна за другой становятся хитами, это уже профессионализм. Тем более интересно, что эти песни на русском языке становятся хитами за рубежом».
«Проплатить» славу невозможно
Как продюсер Михаил понимает, что всё зависит от песни. Его команда не делает промо-вложений. Достойная, сильная песня обладает достаточным потенциалом для любого артиста и продюсера. Люди её сами распространят, а насильно мил не будешь.
«Любая рекламная компания сейчас — это выброшенные деньги, если песня слабая. В этом нет смысла. Людям важнее сконцентрироваться на творчестве. Раньше было много комментариев и про наши песни, что они проплачены. Это стереотип из 90-х годов, как и заблуждение относительно продюсеров. Якобы это такой коршун, который обязательно обманет артиста, особенно если дело касается детей.
Я много работал с детьми и обратил внимание, что родители видят в нас пройдох. Пока песня не „выстрелит“, всё идёт ровно, мирно, с благодарностью. Едва продукт набирает популярность, у родителей вырастают крылья, им кажется, что это заслуга исключительно их ребёнка, а продюсер ничего не сделал. Подумаешь, музыку написали».
Отчасти поэтому Михаил перестал работать с чужими детьми. В первую очередь, для отца это возможность проводить больше времени с детьми. Зачем пропадать целыми днями на студии с другими артистами, которые могут обойтись нечестно, бросить всё, когда можно весь свой талант и профессионализм вкладывать в свою дочь.
При этом он старается воспитывать и Свету, и её младшую сестру скромными и добрыми.
«Нельзя задирать нос при любых обстоятельствах. Мы все люди, и все равны. Если будешь возноситься, падать потом очень больно. Мы говорим со Светой о популярности, о хейте, и что это обязательная часть славы. Напротив, если нет в начале негативных комментариев, значит, песня не срабатывает. Это у нас не первый виток популярности, и я стараюсь объяснять дочери, почему люди такое пишут. Они вымещают свою боль, ведь не у всех одинаковые возможности. Наблюдать успех других — больно, а написать что-то злое — всё равно что приблизиться к артисту, высказать накипевшее. К этому нужно относиться с пониманием. Если же критика объективна, мы к ней прислушиваемся».
Михаил Чертищев не считает, что популярность развращает детей, лишает их детства, балует. Напротив, они развиваются, учатся общаться с ровесниками и взрослыми. Это ценный опыт для них в будущем. Особенно если песни такие популярные. Успехи, победы вдохновляют детей развиваться дальше.