Обременение детьми. Как бизнес в Сосново выживал Дом творчества

Фото предоставлено жителями Сосново / АиФ

В Приозерском районе Ленобласти много лет вытесняли Дом детского творчества из закрепленного за учреждением здания. Сначала власти продали объект в частные руки, потом потратили миллионы бюджета на аренду помещений, где ребята могли заниматься бесплатно, а затем согласовали пристройку, буквально перекрывшую учащимся окна. Как масса чиновников не может сладить с одним бизнесменом – читайте в материале «АиФ».

   
   

Продали с «балластом»

Сосновский ДДТ – учреждение почти с 70-летней историей (появился в 1954-м году, - прим. ред.). Более полвека назад детские секции и кружки переехали в здание в центре Сосново на Никитина 2, где тогда уже размещалась общеобразовательная школа. К 90-м годам коллективы ДДТ стали греметь на чемпионатах и конкурсах российского и международного уровней и получили грант Сороса за одну из программ. Что, впрочем, не помешало в январе 1994 года комитету по управлению имуществом Приозерского района продать все здание «Петроагропромбанку». Правда, с особым условием в одном из пунктов договора купли-продажи (имеется в распоряжении редакции): «сохранение Дома детского творчества на втором этаже постоянно, оплата коммунальных услуг всего здания, капитальный ремонт здания и инженерных сетей». Главой Сосново на момент продажи здания был Александр Богданов. Он-то впоследствии и станет одним из собственников объекта.

Так выглядел Дом пионеров в начале своей истории. Архивное фото, предоставлено жителями Сосново

По словам Елены Фадеевой, занимавшей в те годы пост директора ДДТ, о продаже здания она узнала случайно. «Когда я поняла, что покушаются на школу, поехала разбираться в комитет образования. Но там мне сказали: «Не лезь!». Я поняла, что это будет борьба с ветряными мельницами. Да и время тогда было тяжелое, «лихие 90-е». В то время можно было делать многие вещи, в прокуратуру особо никто не заявлял», - рассказала «АиФ» Елена Ивановна.

Так на первом этаже Дома пионеров появился банк, а ДДТ продолжил жить своей жизнью этажом выше. По словам Фадеевой, детское учреждение ни за что не платило. Впрочем, и денег тогда не было все равно. Согласно выписке из ЕГРН, в 1998 году здание было перепродано Агентству недвижимости «СБС-АГРО», в 2001-м – в ПАО «Бест Эффортс Банк», а в 2003-м его собственником стала фирма «Мария». Сервис для проверки контрагентов SeldonBasis указывает, что на тот момент компанией руководил Богданов Александр Владимирович, а владелицей фирмы являлась Богданова Мария Александровна (опрошенные «АиФ» жители Сосново сообщили, что это дочь экс-главы). Позже объект еще не раз передавался из рук в руки, но уже внутри семьи Богдановых. Сейчас он находится в долевой собственности у Александра Богданова и его супруги Натальи.

Здание на Никитина, 2 с Домом детского творчества на 2-м этаже после перехода в частные руки. Фото предоставлено жителями Сосново

Теперь платите!

Пока здание вместе с детьми ходило по рукам, ДДТ на 2-м этаже оставался под защитой особого условия, зарегистрированного еще при первой продаже. Этажом ниже, где раньше сидели за партами школьники, теперь чередовались различные арендаторы: банки сменялись маленькими магазинчиками, кафе, потом там поселился первый в поселке сетевой магазин «Дикси», а родители недоумевали, нормально ли, что под одной крышей с детьми продают алкоголь.

Тем временем обременение в пользу ДДТ в ходе перепродаж каким-то образом потерялось аккурат при переходе прав собственности к Богдановым. Позже пропажи хватились и особые условия снова зарегистрировали, но уже без пометки, что владелец здания оплачивает все коммунальные платежи. Богданов тогда безуспешно пытался опротестовать возврат обременения в суде.

В 2011 году в адрес главы Приозерского района Светланы Потаповой (сейчас этот пост занимает Александр Соклаков, а Светлана Потапова стала депутатом Законодательного собрания Ленобласти, - прим.ред.) отправляется письмо с предложением заключить договор аренды помещений второго этажа на возмездной основе. С тех пор детское учреждение начинает платить хозяину за свое пребывание в помещениях, которые были закреплены за ним исторически.

   
   
Судьбоносное письмо районным властям, впоследствии сделавшее детское госучреждение типичным арендатором. Копия документа

По словам Светланы Потаповой, решение о возмездной аренде принимал руководитель учреждения, он же и заключал договор. «Переговоров с собственниками по данному вопросу я не вела. Я не имела информации об обременениях в договорах купли-продажи данного здания», - сообщила она.

С 2002-го по 2015-й год руководителем ДДТ был Тарас Прядеин. Действительно, его имя стоит в договорах сначала о безвозмездном пользовании помещениями, а потом, с 2012 года, с установленной платой. Но, по словам Прядеина, платить Богданову согласился район. «Со мной Богданов по большому счету не разговаривал, потому как в бюджете моего учреждения денег на аренду все равно не было. Учредителем ДДТ тогда был район, вот собственник и договорился с администрацией об оплате. Эти деньги стали закладываться в смету, которая выделялась ДДТ на год. Тогда же мы стали платить и коммунальные услуги», - рассказал он «АиФ».

По словам экс-руководителя ДДТ, сначала суммы были символические, потом стали расти. «Я возмущался: зачем платить бюджетные деньги, если их можно было потратить на детей, на улучшение материально-технической базы? На них можно было бы и мебель обновить в ДДТ, и новые маты купить, борцовки, ведь все же доставали через спонсоров. На соревнования детей возить было не на что», - рассказывает Прядеин.

Перевод средств продолжался вплоть до 2019 года. Согласно сайту госзакупок, стоимость аренды регулярно повышалась. Если в 2015-м году владелец здания получил 1млн 20 тр за соседство с ДДТ, то в 2016-м мзда составила уже 1,2 млн, в 2017-м – 1,38 млн, в 18-м – 1,8 млн, а в 19-м уже 2,28 млн рублей. После этого, как пояснили в комитете образования, обязательства по оплате прекратились по решению учредителя. Учитывая, что учредитель в данном случае – администрация Приозерского района, остается не ясным, почему это было сделано только тогда, а не раньше, и зачем эти обязательства были взяты в принципе.

Без окон, без дверей

Отказ властей от платы за аренду Богданову может объясняться громкой историей, привлекшей внимание общественности к объекту на Никитина 2. В 2019 году к зданию появилась яркая оранжевая пристройка, возмутившая жителей своим видом и буквально перегородившая окна ДДТ на 2-м этаже.

«Было, конечно, удивительно, что дети там занимаются, а им свет перегородили. Сначала мы думали, что, может, расширяется дом творчества, стали спрашивать. Но выяснилось, что нет, оказывается, у нас есть хозяин, и он расширяет торговую зону», - рассказала «АиФ» местная жительница Галина, чья дочь занимается в ДДТ.

С появлением оранжевого пристроя дети оказались в «коробке». Фото предоставлено жителями Сосново

Так для многих жителей Сосново стало новостью, что бюджетное детское учреждение в Доме пионеров не имеет никаких особых прав. Начались жалобы в полицию и прокуратуру. Живущая в поселке Екатерина Берман дошла даже до администрации президента, пытаясь выяснить, правомерно ли все, что происходит с ДДТ. «Мне не ясно, почему из районного бюджета Богдановым выплачиваются немалые средства, если и без арендной платы детская организация имеет право постоянно пользоваться вторым этажом, причем коммунальные услуги за всё здание должен оплачивать собственник», - рассказала Берман. По ее словам, вразумительного ответа от официальных структур она так и не получила. В районной полиции отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на то, что по договору невозможно четко определить, передано ли помещение в пользование ДДТ безвозмездно.

Обеспокоенные родители обращались также в Роспотребнадзор по поводу мешающей пристройки. Ведомство провело замеры и подтвердило, что коэффициенты естественного освещения в кабинетах рисования, английского языка и спортзале больше не соответствуют требованиям СанПин. Решать проблему пришлось установкой дополнительных ламп: помеха дневному свету у окон так и стоит.

Как рассказал «АиФ» нынешний глава Сосново Михаил Киреев, пристрой не доделан, но на 1-м этаже уже используется: там расположен торговый зал магазина. При этом разрешение на строительство у собственника было отозвано. В управлении по градостроительству Приозерского района сообщили, что и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Выходит, все это время в центре Сосново использовался (и продолжает) самострой к зданию, где регулярно находились дети.

«По-хорошему такой пристройки к зданию, где расположено детское учреждение, да еще и в центральной части поселка, быть не должно. Я считаю, что объект необходимо привести в первоначальное состояние. Но эти вопросы не в компетенции администрации поселения», - сказал Киреев.

Новый образ старого здания в центре поселка. Фото предоставлено жителями Сосново

По словам депутата Сосновского поселения Галины Краевой, раньше и вход в ДДТ был с лицевой части здания, а потом детей отправили заходить со двора. «Дело не только в отношении к детям. Испорчена архитектура здания, которое можно было бы сделать объектом историко-культурного наследия. Его строили еще пленные немцы, и с Домом культуры через дорогу это был бы прекрасный архитектурный ансамбль. А теперь это оранжевое нечто», - говорит депутат.

В мае 2020-го Богданов с супругой на правах собственников направили руководству ДДТ уведомление о прекращении права пользования помещениями и просьбой освободить здание. В письме говорилось, что обременение в пользу детского учреждения «не предполагает безвозмездный характер». После этого детские занятия продержались на Никитина до начала 2022 года, после чего смогли переехать в новый корпус Сосновского центра образования. Там, как говорят в приозерской администрации, места достаточно для всех детских объединений.

Уведомление о выселении ДДТ, направленное Богдановыми. Копия документа

Собственник здания и экс-глава Сосново Александр Богданов, при котором впервые объект был продан в частные руки, сначала выразил готовность прокомментировать ситуацию при встрече, но потом перестал отвечать на звонки журналиста.

Запрос «АиФ» по ситуации с сосновским ДДТ в прокуратуру Ленобласти стал основанием для проверки надзорного ведомства. Редакция будет следить за развитием этой истории.