Петербургские власти совместно с научным сообществом приготовили много технологических новшеств, которые постепенно внедрят в повседневную жизнь горожан. Перемены грядут не только в сфере общественного транспорта, но коснутся больниц и школ, туристической деятельности и даже таких простых бытовых вещей, как вывоз мусора.
Что будет с транспортом?
Оцифровать повседневную жизнь петербуржцев потребовалось по указу президента. Для этого каждый регион должен был разработать собственную стратегию. В Петербурге это задание уже выполнено, теперь осталось претворить планы в жизнь.
А планы кажутся грандиозными, особенно если учесть, что реализовать их планируется до 2024 года. Особенно интересными горожанам могут показаться те, что касаются транспортной сферы.
Во-первых, уже в следующем году весь городской и пригородный транспорт будет оснащен системами безналичной оплаты и видеонаблюдением. Немало горожан сегодня сталкиваются с неудобствами, когда оплатить проезд можно только наличкой, а она теперь нечасто водится в кошельках и карманах, ведь почти все перешли на безнал. Оплатить проезд банковской картой тоже можно не везде – чаще требуется именно пополняемая транспортная карта. А если ее нет или деньги на ней закончились, а проехать надо? Пополнить «подорожник» переводом нельзя.
Вот эти шероховатости и сгладит предстоящая реформа. Также она решит проблему длительного ожидания на остановках: вся информация о реальном движении транспорта будет доступна в каждом смартфоне.
Оплата проезда лицом тоже будет возможна благодаря системе распознавания лиц и камерам видеонаблюдения. Но внедрение ее повсеместно – дело более далеких перспектив. Вероятнее всего тестирование этого новшества начнется с трамвая «Чижик».
Кстати, именно с трамваев в Петербурге планируется начать и внедрение беспилотных видов общественного транспорта. Они менее зависимы от других участников дорожного движения, а это важно на данном этапе работы с беспилотниками. Дело в том, что робокары не научены нарушать ПДД, чего не скажешь о других водителях, поэтому ситуации на автодорогах в мегаполисе – это пока очень сложная для беспилотников среда.
А вот трамвай – совсем другое дело. Тем более что петербургские разработчики беспилотных систем научились внедрять свои технологии в любые виды автотранспорта. Так что, как отмечают городские власти, появление трамвая-беспилотника на наших улицах уже не за горами.
Почему поумнеют светофоры?
К концу 2024 года планируется оснастить 21% транспортной инфраструктуры периферийным оборудованием, поддерживающим технологию V2X (Vehicle-to-Vehicle, что в переводе означает – от транспорта к транспорту). V2X – это взаимосистема беспроводной связи, технология, позволяющая транспортным средствам в режиме онлайн обмениваться между собой информацией о состоянии на дорогах: например, о скорости, маневре, местоположении, техническом состоянии и так далее. Причем происходит все это без участия человека.
В 21% объектов, куда планируется это внедрить, войдут светофоры, системы мониторинга на дорогах и, конечно, подвижной состав общественного транспорта. Кстати, все это имеет отношение к интеллектуальной транспортной системе (ИТС), которая уже тестируется на дорогах города.
«Основная идея ИТС – это управление транспортными потоками. Дело в том, что наши города строились не под то количество автомобилей, которое есть на сегодняшний день. Согласитесь, что города сейчас просто захлебываются в пробках. Можно пытаться уменьшить количество автомобилей, вводя платный проезд, платные парковки, обеспечивая хороший общественный транспорт, и т. д. Но этого недостаточно. Нужна также оптимизация управления дорожным движением, светофорами. Например, установка транспортных детекторов, чтобы красный сигнал горел ровно столько, сколько требуется, чтобы проехали все автомобили. Это ведет к увеличению пропускной способности уличной транспортной сети и, соответственно, ее разгрузке. Там можно эффективнее использовать дорогу, которая уже есть», – рассказал петербургский разработчик-тестировщик беспилотников Борис Иванов.
Кстати, разгрузить дороги от личного автотранспорта власти планируют с помощью так называемых перехватывающих автостоянок. Они в Петербурге уже имеются возле некоторых конечных станций метро и крупных пересадочных станций наземного и железнодорожного транспорта. За парковку там не придется платить тем, кто, оставив машину, пересядет на городские маршруты. Теперь же власти разрабатывают систему, которая расширит сеть перехватывающих парковок и добавит в нее не только общественный транспорт, но также велосипеды и самокаты. Этим можно будет воспользоваться бесплатно в качестве поощрения всем водителям, кто не вывел свою машину на и без того перегруженные улицы.
Куда идти школьнику?
Да, цифровая трансформация максимально затронет социальную сферу. Планируется, что к концу 2024 года 30% уроков в школах будут проводиться с использованием цифрового образовательного контента. Каждый ученик получит некое цифровое досье, в которое войдут не только достижения в учебе, но и успехи в компьютерных играх.
«Это может быть признаком того, что ученик уже обладает необходимыми навыками коллективной работы, взаимодействия и организации команд для достижения нужного результата», – считает Станислав Казарин.
Кроме того, в Петербурге запустят цифровые системы, регламентирующие работу кружков и секций для детей и взрослых. Возможно, это будет единый портал, через который можно записаться на занятия или, например, забронировать уличную площадку для игры в баскетбол.
Цифровизация медицины на данном этапе приведет к тому, что в ближайшие три года 35% консультаций врача с пациентом перейдут в онлайн. Часть больниц оснастят информационными системами для поддержки принятия врачебных решений. Это значит, что все данные об обследованиях и болезнях прошлого по каждому пациенту будут перед глазами медиков. Также должна максимально упроститься запись на прием к врачу дистанционно. Сейчас для горожан это особо наболевший вопрос: номерки к некоторым специалистам – просто неуловимы.
Сколько стоит?
Цифровизация затронет все основные отрасли экономики, социальную сферу и госуправление. Для ее внедрения потребуется, предварительно, до полутора миллиардов рублей каждый год. Пока планы расписаны до 2024 года, значит, это порядка 4,5 млрд рублей. Специалисты тоже понадобятся: как пояснили в Смольном, на данный момент к разработкам стратегии уже привлечены более 145 российских и зарубежных экспертов из самых разных сфер.
Кроме того, в Смольном решили ввести особый правовой режим для цифровых инноваций, разработав программу регуляторных «песочниц». Ее смысл в том, что если в городе появляется интересный и нужный цифровой проект, которому мешают существующие правовые барьеры, то специальная рабочая группа поможет решить этот вопрос.
В регуляторные «песочницы» вошли представители органов власти, крупного бизнеса и ведущих городских вузов. Их слово будет носить рекомендательный характер, потому что все-таки закон есть закон.
Как рассказали в пресс-службе правительства Петербурга, новый экспертный орган уже рассматривает ряд проектов, для которых требуется экспериментальный правовой режим. Например, СПбГУ предложил применение цифровой инновации «КриптоВече» для дистанционного проведения общественных обсуждений. Но для этого нужно устранить правовые барьеры, содержащиеся в Градостроительном кодексе РФ и ряде законов Петербурга.
«В Петербурге давно возникла потребность в создании регуляторных «песочниц» – территорий со специальным правовым режимом. Их запуск – это шанс двигаться вперед и тестировать экспериментальные цифровые технологии, не нарушая права граждан», – пояснили в Смольном.
К слову, Санкт-Петербургская программа регуляторных «песочниц» стала первой в стране.
Кстати
Новые научные разработки помогут решить и проблему с мусором. Для этого до конца 2024 года все без исключения мусоровозы в городе оборудуют системой слежения в режиме реального времени. И коммунальщики будут выкатывать мусорные баки точно к моменту подъезда вывозящего ТКО транспорта.