Под воду и в космос. Как будут развиваться беспилотники после СВО?

В перспективе дроны (и летающие, и наземные) будут востребованы и в гражданской жизни. © / freepik.com

Сейчас про беспилотные летательные аппараты (БПЛА или просто «беспилотники») чаще всего вспоминают в контексте СВО – они очень хорошо показали себя на передовой. Однако эксперты уверены, что в перспективе эти устройства (и летающие, и наземные) будут востребованы и в гражданской жизни.

   
   

Уже сейчас на трассах обкатываются беспилотные грузовые автомобили и такси, продуктовые наборы по спальным микрорайонам развозят роботы-курьеры, а городские власти обещают, что Петербург станет «столицей российских беспилотников», которые смогут работать на земле, в воздухе, под водой и даже в космосе.

Гонки в небе

Типичная сценка из фантастических рассказов о ближайшем будущем – герой, живущий на верхних этажах небоскреба, слышит стук в окно, открывает его и в комнату медленно вплывает «беспилотник», доставивший коробку с заказанной пиццей. Собственно, технически это уже можно сделать. Другое дело, что в компаниях-производителях БПЛА сомневаются в реальности именно такого сценария: чересчур тяжело воплотить его в жизнь с учетом требований безопасности и законодательства. Однако в том, что в самые ближайшие годы беспилотники станут одним из наиболее востребованных механизмов во всех сферах человеческой деятельности, разработчики не сомневаются.

Вообще, беспилотные аппараты – не новинка нашего времени. С такого рода авиацией экспериментировали еще в Первую мировую, и многочисленные военные конфликты XX века лишь провоцировали развитие беспилотного оборудования. Современные беспилотники выполняют десятки разных задач: от мониторинга окружающей обстановки до разведки полезных ископаемых. Например, на окраинах Петербурга пару лет назад запускали эксперимент по доставке еды наземным беспилотником, а шоу дронов не первый год развлекает петербуржцев в праздничные даты. О работе беспилотников периодически упоминают и городские ведомства – Водоканал с помощью дронов искал нелегальные сточные воды, а МЧС выявляло любителей прогуляться по льду.

Если смотреть на опыт зарубежных стран, то в Китае и Германии уже тестируется авиадоставка товаров к специальным дронпоинтам. Это в три, а то и четыре раза быстрее, чем отправлять посылку по земле курьером. В африканских странах с помощью беспилотников доставляют медикаменты в труднодоступные места. А во время пандемии в Пекине и Таллине дроны выполняли функции полиции, когда выявляли нарушителей локдауна. Беспилотники пытаются использовать и как точки для раздачи сотовой сети Wi-Fi и так далее.

Треть производителей беспилотников России уже выпускают свою продукцию на заводах нашего города

В начале года Владимир Путин поручил создать национальный проект, смысл которого – обеспечить возможности для широкой эксплуатации дронов. Как сообщил губернатор Северной столицы Александр Беглов, Петербург примет участие в реализации амбициозного проекта.

«Треть производителей беспилотников России уже выпускают свою продукцию на заводах нашего города», – отметил градоначальник, пообещавший, что решить кадровую проблему помогут петербургские вузы.

   
   

Например, в Политехническом университете на днях начал работу Центр управления полетами и беспилотным транспортом.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Где найти специалиста

Однако это планы на перспективу. А есть ли кадры, которые смогут не только создавать, но и обслуживать беспилотные системы? Декан факультета безопасности информационных технологий ИТМО Данил Заколдаев подчеркивает, что особенно важно еще со школы готовить будущих инженеров, делая упор на физику, а не на информатику и программирование.

«Это элитная история, и уровень знаний ребят не всегда соответствует тем, которые требуются для поступления», – говорит эксперт.

Специалистов готовят и в ГУАП на базе нескольких лабораторий.

«В лаборатории беспилотных авиационных систем изучают квадрогектооптокоптеры (беспилотные авиационные системы мультироторного типа), на базе подразделения Инженерный гараж занимаются разработкой беспилотных авиационных систем самолетного типа и гибридных систем. В целом, данное направление относительно новое, но очень перспективное», – говорит ассистент кафедры системного анализа и логистики, заведующий лабораторией беспилотных авиационных систем Инженерной школы университета аэрокосмического приборостроения» (ГУАП) Антон Костин.

Специалист должен обладать большим количеством компетенций: разбираться в программировании, знать, что такое моделирование и проектирование узлов дрона, и, конечно, должен владеть навыками управления. Беспилотная авиационная система – это недешевое, опасное и сложное оборудование.

«С точки зрения законодательства существуют определенные вызовы, – продолжает Антон Костин. – В некоторых регионах страны введены бесполетные зоны, что ограничивает производителей беспилотных авиационных систем, также есть нюансы с сертификацией аппаратов и остро встает вопрос, связанный с комплектующими для беспилотных авиационных систем. В России существуют компании, которые используют свои полетные контроллеры и другие необходимые для работы платы в дронах, однако в большинстве случаев применяются зарубежные решения, хотя и для этих решений разрабатывается собственное программное обеспечение».

Бизнес готов?

В Санкт-Петербурге работает порядка 20 компаний, занимающихся разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов. Так, одна из компаний больше 10 лет занимается производством беспилотных воздушных судов (мультикоптерного и самолетного типов).

«Сфера применения достаточно широка, и в целом Россия одна из ведущих стран по использованию профессиональных БПЛА: каждый год рынок беспилотников увеличивался на 15–20% и появление новой линейки оборудования вызывает дополнительный интерес, – рассказывает заместитель директора компании Андрей Грудев. – Разработка и производство беспилотников имеют свои сложности, начиная от нехватки некоторых деталей отечественного производства и заканчивая квалифицированными кадрами, поэтому специалистов приходится доучивать прямо на предприятии».

Но это не основные трудности. Гораздо тяжелее отсутствие четко сформированного рыночного долгосрочного заказа, потому как недостаточно понятно, что именно нужно отраслям. Государство также пока не может до конца сформулировать свои потребности.

«Если взять создание больших самолетов, то компания-производитель заключает многолетний контакт на поставку определенного количества самолетов. Производителю понятно, что и в каких объемах от него ждут.

В нашей области такого запроса ни от коммерческого рынка, ни от госструктур мы пока не получили, хотя это достаточно перспективная сфера», – разводит руками Андрей Грудев.

И это при том, что цена беспилотника сильно зависит от его характеристик и начинается от сотен тысяч рублей. Если сравнивать эту сумму с использованием привычной авиационной техники под управлением пилота, то выходит значительно дешевле. Конечно, людей таким способом перевозить не будешь, опасно. Но почему бы не заменить БПЛА грузовую авиацию?

Комментарий

Писатель-фантаст Николай Ютанов:

«По легенде, первый беспилотный корабль был придуман еще в конце XIX века Николой Теслой. В течение XX столетия такая техника стала обыденной историей.

Сегодня функции беспилотников расширились, и они начали заменять людей, поэтому в скором времени ряд профессий может исчезнуть. Например, профессия таксиста. К этой истории наш современный мир потихоньку движется, но нам есть куда расти. Скажем, к созданию наномашин, которые могут использоваться в медицине – разделять клетки здоровые от пораженных раком. Предел беспилотной системы описан в романе Станислава Лема «Непобедимый» (издан в 1964 году). В нем рассказывается о рое беспилотников, которые складываются в любую конструкцию».

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.