Митрополит Варсонофий, возглавивший Санкт-Петербургскую митрополию после ухода митрополита Владимира, прибыл в город на Неве. На перроне Московском вокзала с белыми розами его встречали губернатор Георгий Полтавченко, представители духовенства, а также толпы журналистов. Отвечая на вопрос представителей прессы о предстоящих планах, Варсонофий сказал, что впереди много работы: «Будем строить новый храм, заботиться обо всех петербуржцах, будем рады видеть всех в нашей епархии».
SPB.AIF.RU собрал интересные высказывания и факты из жизни Владыки.
1. Мать митрополита мечтала, чтобы кто-то из ее детей стал священнослужителем
Анатолий Судаков, который в 1978 году был пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий, родился в селе Малиновка Аркадакского района Саратовской области. По его воспоминаниям, семья жила скромно. Религиозным воспитанием занимались мать и бабушка, отец же следил за тем, чтобы дети были одеты, обуты, получили образование.
«Отец тоже посещал вместе с мамой святые места, но когда они возвращались, больше рассказов мы слышали от мамы, чем от отца. Свои впечатления она передавала нам, детям, мы с огромным интересом, затаившись, чтобы не пропустить ни одного слова, слушали ее. Она вспоминала о чудесах, которые происходили в святых местах, или которые она слышала от паломников. И это тоже учило нас христианской жизни», - рассказал он однажды в интервью газете «Православная Москва».
По словам митрополита, его мать мечтала, чтобы кто-то из ее детей стал священнослужителем.
«К вере я пришел через маму. От кого можно взять любовь к Господу? Только от родителей. Я всю жизнь хожу под благословением своей мамы Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой. <…> Она очень хотела, чтобы кто-то из ее детей посвятил себя служению Господу», - говорил митрополит Варсонофий.
2. Служил в ГДР механиком-водителем танков
После окончания школы Анатолий Судаков успел поработать на кирпичном заводе и сельским почтальоном. В 18 лет он пошел служить в армию. В составе группы советских войск он был направлен в ГДР, где в Бранденбурге и Потсдаме был механиком-водителем танков.
После увольнения в запас он работал алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области, где познакомился с архимандритом Модестом (Кожевниковым). Именно он, по словам митрополита Варсонофия, определил «своим жизненным примером» его выбор монашеского пути.
3. Сторонник активной миссионерской деятельности
Управляющий делами Московской Патриархии в одном из своих интервью сказал, что одной из важных задач, которая сейчас стоит перед священнослужителями, является возвращение маловерующих в лоно Церкви.
«Сейчас, когда многие церкви уже восстановлены, необходимо заниматься именно социальной деятельностью, и работать активнее, не покладая рук. Это начало большого и, наверное, тернистого пути. У нас в стране еще много народа неверующего, маловерующего, есть и те, кто увлекся оккультизмом, попал в сети различных тоталитарных сект. Сегодня их надо возвращать в лоно Церкви. Для этого, конечно, потребуются усилия не одного священника, а всего приходского актива. Это и есть тот новый определенный этап, который наступает в жизни нашей Церкви», - заявил он.
4. «Стопроцентный оптимист»
Митрополит убежден, что Россия может стать самой богатой страной, если народ перестанет поддаваться пессимистическим мыслям, засучит рукава и начнет трудиться.
«Путешествуя по стране, вижу, какие богатства мы имеем — какие леса, реки, озера. У нас есть все. Что нам еще надо? И отчего нам быть пессимистами? Если мы будем каждый клочок своей земли обрабатывать, доводить до культурного состояния, мы будем богаче всех на свете. Но надо трудиться. И тогда не будет времени для пессимистических мыслей. Пусть поначалу что-то не получается, но в конце концов всего можно достигнуть», - приводит его слова «Православная Москва».
Говоря о себе, митрополит отмечает: «Я оптимист. Стопроцентный. Потому что верю в Промысл Божий. Верю в то, что Господь нас никогда не оставит, что Он дает нам возможность преображать этот мир».
5. Выступает за социальную поддержку духовенства
Когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднял вопрос создания общецерковной системы материального обеспечения священнослужителей, митрополит Варсонофий поддержал эту идею.
«Когда священник обеспокоен собственным материальным благосостоянием, у него не остается времени на чтение Евангелия и духовной литературы, на серьезную подготовку к проповеди, — служение превращается для него в работу, а сам священник порой становится нерадивым наемником», - сказал он тогда, отметив, что нравственный долг Церкви — помогать своему служителю, иначе он не сможет заботиться о спасении людей.