Русский путь. У России есть возможность не повторять чужих ошибок

Фото Эдуарда Кудрявицкого / АиФ

- Мигранты, вопросов нет, обязаны знать русский язык и разделять местные культурные ценности, - говорит русско-узбекский писатель Хамид Измайлов, вот уже 20 лет проживающий в Лондоне. - Но лучший учитель - это необходимость. Если приезжие будут введены в правовое поле, они точно не создадут национальные анклавы и будут просто вынуждены говорить по-русски. 

   
   

Без анклавов

Евгений Колесников, АиФ-Петербург: - В Санкт-Петербурге на сегодня уже около семисот тысяч приезжих из Узбекистана. Вы являетесь шефом Средне-Азиатского бюро BBC и, наверное, лучше знаете, почему узбеки массово покидают родину? 

Хамид Измайлов: - Я как узбек по национальности поражён таким количеством мигрантов. В принципе, Петербург по своему климату совсем не приспособлен для южных людей. Но такова сейчас ситуация в Узбекистане. Местные власти не способны создать рабочие места, а население страны немаленькое (31 миллион. - Примеч. «АиФ»). Безработица вкупе с другими проблемами вынуждает людей уезжать на поиски заработка.

- Заметно, что те же узбеки, да и другие приезжие из Азии, не хотят интегрироваться в российское общество. Так, в Петербурге для них организованы бесплатные курсы русского языка, но посещают их единицы. Что делать?

- Возьму свой опыт. Когда мы с семьёй в 1994 году переехали в Великобританию, были вынуждены выучить английский язык. Без него наша жизнь в стране была бы просто невозможна. Теперь моя жена, которая раньше знала только русский, владеет шестью языками, потому что это нужно для работы. Так вот: приезжающие в Россию обязаны учить русский язык и не только язык. Они должны понимать и уважать местную культуру и традиции. Российские власти ни в коем случае не должны допустить возникновения в крупных городах национальных анклавов. Но для этого необходимо главное - полностью легализовать мигрантов. Пока в России существует коррумпированная система, возможность «кормиться» за счёт гастарбайтеров, никакой интеграции их в российское общество не получится. Ведь если они не платят налоги, не общаются напрямую с госорганами, не отстаивают свои права перед работодателями, то и русский язык им не нужен. Достаточно общения друг с другом. 

Главное - интеграция детей

В Англии, где вы живёте, мигрантов стали завозить после Второй мировой войны, затем они потянулись сами. Какие ошибки на этом пути допустила Британия, и как их удалось исправить? 

- Начну с того, что раньше метрополии полагали, что как только они оставят свои колонии, то и делу конец. Но мировая практика показала, что бывшие колонии тянутся за метрополией, как тень, преследуют её. Так было с Великобританией и Францией, так закономерно произошло и с Россией. В Англии поначалу у мигрантов также было очень мало прав. Как только они окрепли численно, к середине 1960-х, - грянули знаменитые бунты чернокожих, бенгальцев, пакистанцев в Брикстоне, Бредфорде. Были жёсткие столкновения с полицией. После этого власти Британии осознали, что наступила новая реальность и с приезжими нужно что-то делать. В итоге был взят курс на максимальную интеграцию мигрантов и, главное, их детей. Также они получили все права, которые заработали своим трудом на благо новой страны.    
   

У России сейчас есть уникальная возможность не повторять чужих ошибок и сразу перейти к максимальной легализации приезжих. Можно взять как пример Германию, где турки очень быстро начинают говорить по-немецки и встраиваются в местное общество, поскольку сразу получают права, а не живут, как рабы. Кроме того, мне кажется, что российское общество, так же, как и западное, не должно бояться активного обсуждения миграционных проблем. В этом вопросе должна быть открытость.

- Насчёт открытости. В Петербурге полиция намеренно не раскрывает процент этнических преступлений, дабы не провоцировать местное население на погромы. Что уже случилось в том же московском Бирюлёво. И это немудрено - в городе на Неве уже более половины тяжких преступлений совершают мигранты! 

- Поймите, что это тоже вопрос легализации. Понятное дело, что организованному криминалу очень легко вербовать гастарбайтеров, потому что они люди нуждающиеся. А полиции, конечно, выгодно утаивать этнические преступления, потому что они кормятся с приезжих. Поэтому надо озвучивать все эти вещи, пусть полемика в обществе и будет крайне острой. Другого варианта не вижу. 

«Пятый пункт» 

- При распаде СССР из среднеазиатских республик русских буквально выживали, отбирая жильё и ценности. Многие опасаются, что ситуация повторится уже в России. Разговаривал с женщиной из Ломоносова, которая буквально сбежала из Узбекистана. Говорит, теперь и в этом пригороде от азиатов не отбиться… 

- При распаде Советского Союза все удельные князьки, то есть местная элита, активно разыгрывали националистическую карту, от которой, безусловно, страдали русские. Национальный вопрос, мы знаем, разжигается очень легко. Сейчас, мне кажется, среднеазиатский национализм пережил сам себя. Я часто езжу в Среднюю Азию и вижу, что там именно в настоящее время и русские, и украинцы, и евреи живут вполне спокойно. А вот в России, он, национализм, запоздало, но поднялся. Это можно понять. Я его даже объясняю больше демографическим фактором, чем идеологическим. Как мы знаем, доля нерусского народа в России естественным образом повышается. Не только за счёт миграции - за счёт уменьшения удельного веса русских людей. И это вызывает у общества озабоченность, вполне понятную. Однако русский национализм очень опасен, он может опрокинуть страну. 

- Но «пятого пункта» в паспорте у нас больше нет. 

- Нет, но националисты на этом поле всё равно играют. Риторика «Россия - для русских» провалится в современном мире. Россия как раз раньше всегда обогащалась за счёт других народов, это «всемирная отзывчивость», о которой говорили Пушкин, Достоевский, развивала российскую и русскую культуру. Сейчас она ушла на задворки российского менталитета. На мой личный взгляд, вашей стране нужно развивать не только русскую, но и российскую идентичность. Так Россия исторически развивалась и во многом за счёт этого стала великой. Тем более у вас есть опыт СССР. Он намного богаче, чем мы предполагаем. Советский человек - не совок - был открыт многим культурам и не забывал свою. Всемирная отзывчивость была частью советского проекта. 

- В России активно обсуждается вопрос, стоит ли вводить визовый режим со странами Средней Азии. Ваше мнение? 

- Бога ради. Если это поможет упорядочить, урегулировать миграцию, то визы нужны.