Радио значит так много. Передачи петербуржцы слушают уже 90 лет

Ирина Сергеенкова / АиФ

Японский лазарет

Здание на углу Малой Садовой и Итальянской улиц было построено известными архитекторами братьями Косяковыми для Благородного собрания - старинного столичного клуба для купцов 1-й гильдии, чиновников, художников и артистов. Однако началась Первая мировая война, и в здании расположился госпиталь, а на втором этаже освятили временную церковь Святого Николая Чудотворца. Интересно, что госпиталь поначалу был японским: по линии Красного Креста приехали медики со своим оборудованием, жена японского посла служила сестрой милосердия. Позже работали русские врачи и сёстры. Госпиталь размещался по этому адресу до 1917 года.

   
   

После революции в здании открыли Дворец пролетарской культуры, а в 1932 году его передали Ленинградскому радиоцентру. Радио в нашем городе впервые заговорило ровно 90 лет назад - 24 декабря 1924 года. Поначалу вещали из крошечной студии на Песочной улице, потом не раз переезжали, пока не обрели собственный дом.

Для нужд радиовещания здание реконструировали: появился аппаратно-студийный комплекс, редакции. Но вместе с радиокомитетом в этом же доме - в бывшем театральном зале - несколько лет располагался кинотеатр «Колосс».

Перед сеансами в роскошном фойе играл оркестр имени Андреева. Интерьеры сохранились до сих пор: две парадные лестницы, огромные зеркала, мраморная облицовка стен и колонн, светильники в восточном стиле, а на потолке - живописное панно «Диана на охоте». Сейчас на одной из стен - мемориальная доска, увековечившая память 115 сотрудников Ленинградского радио, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Человеческий голос

Во время блокады Ленинградское радио не прерывало вещание. Оно было единственным источником информации для горожан: рассказывало о событиях на фронтах, опровергало фашистскую пропаганду, сообщало о воздушных тревогах и артобстрелах. Журналисты выезжали на фронт и делали репортажи с передовой. Радио давало возможность человеческого общения, у микрофонов выступали поэты-фронтовики Всеволод Вишневский и Николай Тихонов, композитор Дмитрий Шостакович, журналисты Лазарь Маграчёв, Матвей Фролов, Моисей Блюмберг. И, конечно, Ольга Берггольц - муза блокадного города. «Нигде радио не значило так много, как в Ленинграде в дни войны», - писала Берггольц. У парадного входа в Дом радио можно увидеть мемориал, посвящённый поэтессе.

Всю блокаду редакторы, корреспонденты, дикторы жили на казарменном положении. На него перешли и музыканты Большого симфонического оркестра радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, когда начались репетиции Седьмой симфонии Шостаковича. 9 августа 1942 года состоялась её премьера. Ленинградское радио транслировало концерт из Большого зала Филармонии, и через репродукторы-громкоговорители музыка звучала по всему городу, её слышали на фронте и наши бойцы, и фашисты. Потом немецкие солдаты из группы армий «Север» признавались, что, услышав симфоническую музыку из осаждённого Ленинграда, «поняли, что проиграем войну».

Остаётся с петербуржцами

В 1977 году в Доме радио был создан музей. Наряду с документами, фотографиями, историческими микрофонами, репродуктором-тарелкой, личными вещами сотрудников, он хранит уникальный звуковой архив. Прежде всего - военного времени: сигналы воздушной тревоги, звуки метронома, репортажи с фронта, салют Победы…    
   

Ну а огромная студия, в которой репетировали блокадные музыканты, существует и сейчас - это главная студия литературно-драматического блока. Здесь идеальная акустика и специальное оборудование, позволяющее записывать спектакли с участием до ста актёров массовки. Техническое сердце Дома радио - Центральная аппаратная, посредством которой можно вести прямые трансляции концертов, спектаклей, как и любых значимых событий в жизни города из любой его точки. «Радио Петербург», старейшая радиостанция в России, остаётся с петербуржцами.