«Люди ждали нашей помощи». Петербургские спасатели – о поездке в Луганск

В январе группа спасателей из России доставила населению Донецкой и Луганской области гуманитарную помощь. Среди водителей, принимавших участие в поездке, были четыре сотрудника петербургского Главка МЧС.

   
   

Они везли людям самое необходимое: 1,4 тысячи тонн продовольствия, детского питания, медикаментов и стройматериалов для восстановления разрушенных домов. Водители Иван Жмакин и Игорь Прусаков рассказали SPB.AIF.RU, с какими трудностями им пришлось столкнуться по дороге на Украину, и что они увидели под Луганском. 

Морозы - не помеха

В начале января четверо петербургских спасателей прибыли в Донской спасательный центр села Ковалевка Ростовской области. Именно отсюда их колонна из 120 грузовиков с гуманитарной помощью должна была отправиться в Донецк и Луганск. Водителей уже ждали опечатанные грузовики. Сотрудники МЧС остались довольны состоянием техники, и 6 января отправились на загрузку автомобилей. 7 января прошел строевой смотр, а 8-го спасатели двинулись в путь.

Дорога предстояла длинная и сложная. Все расстояние составляло 225 км – чуть больше 160 км до границы и около 60 км по территории Украины. Трудность заключалась в том, что именно в день отъезда спасателей из Ковалевки ударил сильный мороз - 27° ниже нуля. «Морозы наступили буквально за три дня, - рассказывает Иван Жмакин. – Когда мы приехали в Ростовскую область, температура была -15 °С, на другой день упала до -20°, а в день выезда мороз был -27°. Когда вернулись, температура воздуха повысилась до +1 °С. Из-за этого дорога была местами скользкой. Низкая температура могла привести к перебоям в работе техники, но все прошло без проблем».

Перед дорогой спасателям провели инструктаж. Водителям напомнили о правилах движения в колонне, важности держать дистанцию между грузовиками.

«Все водители были опытными сотрудниками, - объясняет Игорь Прусаков. – Сложностей ни у кого не возникло. Специальных инструкций по действиям на территории Украины нам не давали. Сказали только, если начнутся боевые действия – оставаться без паники».

Колонна ехала по сильному морозу. Фото: ГУ МЧС по Санкт-Петербургу

Перед Луганском началась разруха

В каждом автомобиле было по двое водителей, чтобы сменять друг друга за рулем во время пути. Сначала грузовики шли одной колонной, потом разделились: 60 грузовиков поехали в Донецк и еще 60 – в Луганск. В числе колонны, движущейся в Луганскую область, были и петербургские водители. Спасатели договорились: в Луганск грузовик ведет Игорь Прусаков, а обратно поедет Иван Жмакин. В кузове их грузовика находилось 12 тонн муки, печенье, крупы, макароны пряники, томатная паста и памперсы. 

   
   

На границе машины стояли недолго – минут двадцать. У водителей проверили паспорта, осмотрели автомобили и пропустили на территорию Украины.

«Как только мы пересекли границу, по дороге нам стали часто встречаться люди, вооруженные автоматами, - вспоминает Игорь Прусаков. – Это было очень непривычно. Сразу появилось понимание, что здесь идут военные действия».

Грузовики шли в основном по сельской местности. В домах деревень топились печи, из труб шел дым. «Перед Луганском мы проезжали село с разрушенными домами, - рассказывает Иван Жмакин. – В пригороде перед Луганском мы видели пустые разбитые автосалоны. На базе в самом Луганске, где мы разгружались, один склад стоял без крыши».

Полностью сломанных домов и выжженных деревень спасатели не увидели: разрушения были точечными.

«Мы не въезжали вглубь Луганска, поэтому не видели страшной картинки, которую показывают в новостях по телевизору, – рассказывает Игорь Прусаков. – В целом все, как в обычном городе: по дорогам ездят маршрутки, люди ходят в магазины, ждут автобусов на остановках».

Иван Жмакин и Игорь Прусаков готовы снова везти гуманитарный груз нуждающимся. Фото: АиФ/ Яна Хватова

 «Мы видели, что едем не зря»

На территории Украины спасателей с благодарностью встречало местное население. По словам водителей, для них самих это стало самым ярким впечатлением в дороге.

«Люди выходили из домов, плакали от радости, махали нам руками, - вспоминает Иван Жмакин. – Люди стояли на остановках, приветствовали нас. Мы видели, что едем не зря, что наша помощь действительно нужна, и были очень рады такой отдаче».

Дороги были не очищенными от снега. На одном подъеме фура из колонны не могла проехать. Тягачи, которые ехали в сопровождении, вытаскивали грузовик, а местные жители посыпали дорогу песком, чтобы она не была скользкой. В остальном сложностей не возникло: ехали быстро и слаженно. К часу дня 8 января спасатели приехали на продуктовый склад Луганска.

На продуктовом складе в Луганске могли одновременно находиться 4 машины. Фото: ГУ МЧС по Санкт-Петербургу

Выживают, несмотря ни на что

Волонтеры разгружали фуры вручную. На это потребовалось целых 12 часов: на базе была возможность поставить только четыре машины одновременно, а всего их было 60.

«Со склада гуманитарный груз распределят между населением, - говорит Иван Жмакин. – Мы знаем, что груз доходит до людей: со склада ничего никуда не пропадает». Пока проходила разгрузка машин, Игорь отдыхал после вождения, а Иван прогревал машину: без этого грузовик мог бы не завестись.

Спасатели успели пообщаться с местным населением. «В Луганской области война, - говорит Иван Жмакин. – Люди жалуются, что все шахты разбомблены, работы нет. Они выживают, как могут: собирают металл, подрабатывают. Несмотря ни на что, они верят в лучшее. Даже нас приободряли. Говорят: «Прорвемся!».

Колонна выдвинулась в обратный путь из Луганска только в час ночи. В Ростовскую область прибыли в семь утра 9 января – вся дорога туда и обратно заняла 27 часов.

Вся дорога туда и обратно заняла 27 часов.Фото: ГУ МЧС по Санкт-Петербургу

Петербургские спасатели недавно вернулись из поездки, но уже готовы вести гуманитарный груз опять. «Говорили, что до 1 апреля еще девять конвоев сделают, - рассказывает Игорь Прусаков. – Мы сами видели, как люди ждут помощи, как они благодарны. Мы проделали работу не зря. И если будет надо, мы поедем снова и снова».