Имя обрусевшей немки Анны Монс неразрывно связано с именем императора Петра I. Их любовный роман длился больше десяти лет, и молодой император всерьез намеревался жениться на своей возлюбленной, а у нее был шанс войти в историю в качестве первой иноземной царицы. Но судьба распорядилась иначе – Петр Алексеевич был вынужден отдать свою первую любовь в жены прусскому посланнику Георгу Иоганну фон Кайзерлингу. SPB.AIF.RU вспоминает историю любви русского царя и немецкой фаворитки.
Кукуйская слобода
Анна Монс была младшей дочерью в семье винодела Иоганна Георга Монса, проживавшего в Немецкой слободе – месте поселения иностранцев в Москве, основанном еще при Иване Грозном. Немцами там называли не только выходцев из Германии, но и всех иностранцев, плохо говоривших на русском языке. А в простонародье слобода получила название Кукуй. Из-за обилия там иностранцев, не желавших учить русский язык и перенимать русские традиции, немецкая слобода стала островком европейской культуры – где не только говорили на других языках, но и платья и прически носили совсем не по-нашему. Неудивительно, что Петру I, впервые оказавшемуся в слободе в 1690 году, местные вольные порядки пришлись по душе, а молодые девушки, носившие платья с явно оголенным бюстом и тем паче. В России в те годы незамужним девицам, появляться на публике в таком наряде, а тем более первыми заговаривать с незнакомым мужчиной было смерти подобно.
Знакомство
Познакомил Петра с молодой Анной его друг и сподвижник в государственных делах барон Франц Лефорт. Анне в те годы было 18 лет. До наших дней портретов молодой соблазнительницы не сохранилось, но, по словам ее современников, она отличалась особой красотой и привлекательностью. Помимо внешних данных у нее был веселый нрав и хорошее чувство юмора. Она часами могла безмятежно танцевать, опустошать бокалы и веселить всех вокруг своим остроумными шутками. В сравнении со скромной, стыдливой и благочестивой законной супругой царя Евдокией Лопухиной молодая Монс была вечным праздником. А её кокетливые европейские платья и изящный макияж раз и навсегда свели с ума молодого Петра. Роман, завязавшийся в молодости, продлился больше десяти лет и принес Петру Алексеевичу немало душевных переживаний.
Практичная Анна
Между Петром и Анной закрутился роман. Царь стал все больше времени проводить в слободе, дарить Анне дорогие подарки. Практичная немка стала получать от царя ежегодный пансион (денежное содержание), такой же привилегии он удостоил и мать Анны. А царица Евдокия чаще тосковала в одиночестве. С женой Петр расстался не сразу. Только в 1698 году, после своего возвращения из-за границы, он сослал свою законную супругу, царицу Евдокию Федоровну в Суздальский Покровский монастырь. К тому времени умерла мать царя, Наталья Нарышкина, а при живой любимой матушке расставаться с женой почти официально он не решался. В то время на Руси разводов не было, и единственным способом избавиться он нелюбимой супруги при жизни было сослать ее в монастырь.
Безответная любовь
На любовь молодого царя Анна, по словам современников, взаимностью не отвечала. Принимая ухаживания и подарки, высказывала своему благодетеля почет и уважение, но слов любви от нее Петр I так и не дождался. В её письмах читается восхищение и благодарность, но кокетливая Анна ничего в них не пишет о любви. Может быть, как раз такое нескрываемое равнодушие со стороны иноземной красавицы надолго и ранили сердце молодого царя. Мечтала ли Анна о российской короне так и осталось для историков загадкой. Зная ум и практичность молодой немки, предполагать, что она не понимала всех благ от приобретения титула русской царицы нельзя. После избавления от жены Петр всерьез намеревался жениться на Анне, его чувства к ней были глубокими и серьезными. Скорее всего, в дело вмешалась банальная ревность и обида. Анна, принимая ухаживания Петра I, не забывала и о других мужчинах.
Первый взрыв ревности от императора последовал после того как вскрылась измена Анны с саксонским посланником Кенигсеком. За такую провинность он посадил любимую под домашний арест. Потом в её жизни появился прусский посланник Георг Иоганн фон Кайзерлинг. Он влюбился в Анну так, что даже вознамерился жениться. Взбешенный поначалу царь, узнав о серьезных намерениях жениха, понемногу остыл и даже дал разрешение на законный брак. Кайзерлинг и Монс поженились в 1711 году. Но счастье было недолгим, через некоторое время супруг скоропостижно скончался, а через пару лет после смерти супруга умерла от чахотки и сама Анна.