Борьба за Арктику. Грозит ли Земле «всемирный потоп»?

Ходить по одному нельзя - это правило записано в Кодексе полярника, который никто не нарушает. © / Фотобанк pixabay.com

В начале апреля в Санкт-Петербурге пройдёт Международный Арктический форум. Представители различных государств, учёные и эксперты встретятся, чтобы обсудить будущее этого сурового, но богатого региона.

   
   

Виктор Боярский знает эту землю лучше многих. Известный российский путешественник, почётный полярник России, председатель Полярной комиссии Русского географического общества, больше 80 раз побывал на Северном полюсе. В эксклюзивном интервью «АиФ» он поведал, почему за ледяной край ведётся ожесточённая борьба и грозит ли Земле «всемирный потоп» на самом деле.

Театр боевых действий

- Виктор Ильич, сегодня целые государства пытаются доказать своё право на эти земли. Почему все так стремятся в труднодоступный регион?

- Привлекают природные богатства. На шельфах Ледовитого океана сосредоточено 25 % мировых запасов углеводородов. В Баренцевом море разведано богатое Штокмановское месторождение. Лакомый кусок! 

К тому же это ещё и потенциальный театр серьёзных боевых действий. Один факт: подводные лодки здесь могут ходить невидимыми, под дрейфующим льдом из космоса их не обнаружить. Значит, можно подойти к берегу совсем близко… Поэтому неудивительно, что арктические государства - Россия, США, Норвегия, Дания и Канада - усиленно пытаются расширить зону своего влияния. Застолбить перспективы для будущего. 

- Россия даже в самые тяжёлые годы осваивала Крайний Север. Папанинцы, челюскинцы были национальными героями. Но в 90-е мы едва не ушли оттуда. Сейчас ошибки исправлены?

- Надо, чтобы все поняли: Арктика нам не просто нужна - необходима! Это же фасад России! Ещё по указу Петра Первого была организована Великая северная экспедиция под руководством Беринга. Мы получили грандиозный прорыв в знаниях о российском Cевере. В начале ХХ века прошли экспедиции под руководством барона Толя, Седова, Русанова, Брусилова. Перед Октябрьской революцией знаковой стала Гидрографическая экспедиция в район Северного Ледовитого океана. В её рамках было сделано крупнейшее географическое открытие той поры - архипелаг Северная Земля. 

   
   

В 20-м году прошлого века новая власть приняла декрет о создании Северной промысловой экспедиции, реорганизованной впоследствии во всесоюзный Арктический институт. В 
30-50-е годы для этих территорий наступила поистине золотая пора. Было открыто транспортное сообщение по главной арктической магистрали - Севморпути. Известна резолюция Сталина: «Организовать Северный морской путь и держать его в исправности». И держали! В период расцвета грузооборот достигал 7 млн тонн. Сейчас - миллион с натяжкой. С 1932 года по 1980-й 
всё работало. Первая дрейфующая станция, создание метеорологической службы, 
аэродромов - достижения той поры. Действовали 135 полярных станций, сегодня - 40. 

Из конкурентов - в партнёры

- В наши дни Арктическую программу часто сравнивают с космической - настолько она сложна и дорого стоит. Какой стране под силу её освоить?

- В одиночку ни одно государство, даже с  развитой экономикой, потянуть столь масштабный проект не сможет. Поэтому сейчас идёт кооперация, конкуренты становятся партнёрами. Правда, несмотря на договорённости, каждый из игроков старается показать свою силу. В геополитическом плане ситуация осложняется тем, что четыре арктические страны входят в блок НАТО.

У нас позиции выигрышные - самая протяжённая граница. Продвинулись мы и в промышленности. Так, продолжаются работы на уникальной платформе «Приразломная» в Печорском море. Кстати, это первый проект добычи нефти на Арктическом шельфе, реализованный в нашей стране. А два года назад на Ямале в посёлке Сабетта открыт крупнейший завод по производству сжиженного газа. Отсюда он идёт на рынки в Азию и Европу. С Китаем, Индией и Испанией уже заключены контракты на четверть века. 

У нас самый мощный в мире атомный ледокольный флот. Это предмет заслуженной гордости. Ни у Америки, ни у Канады даже близко нет такого. Фото: Фотобанк pixabay.com

- Также у нас самый мощный в мире атомный ледокольный флот.

- Это предмет заслуженной гордости. Ни у Америки, ни у Канады даже близко нет такого. К сожалению, в 90-е корабли работали вполсилы. Из шести только четыре находились в строю. Да и то преимущественно возили туристов на Полюс, по 1-2 каравана в сезон. Сейчас положение меняется к лучшему. В этом году планируется ввести ледокол нового уровня «Арктика», достраиваются ещё два - «Сибирь» и «Урал». По-прежнему в строю корабли предыдущего поколения- «Ямал», «50 лет Победы».И хотя это очень технологичные суда, их мощности недостаточно, чтобы обеспечить круглогодичную навигацию для перевозки грузов по Северному морскому пути.

Поэтому решено ввести в строй ледоколы экстра-класса. Название соответствующее - «Лидер». Первый корабль этой серии уже спроектирован и будет строиться на заводе «Звезда» на Дальнем Востоке. Он сможет пробивать льды толщиной свыше 4 м, то есть способен проходить фактически везде. Срок эксплуатации - 40 лет. В планах - строительство трёх таких исполинов.

- Острая проблема - глобальное потепление. Говорят, из-за деятельности человека льды в Арктике тают настолько стремительно, что через 30 лет их там может не остаться. Неужели правда?

- Спекулятивная тема. Площадь льда в Cеверном полушарии действительно потихоньку сокращается, но это касается в основном дрейфующих масс. За последнее время их толщина уменьшилась примерно на 30 %. Также заметно таяние мерзлоты на Новой, Северной земле, земле Франца-Иосифа. Участились и циклоны, которых раньше было меньше. А циклон - это всегда опасность. Он отдаёт холодный воздух, обратно «закачивает» тепло. Это отрицательно влияет на судоходство, приводит к штормам, обильному выпадению осадков, обледенению судов и конструкций. 

Однако при всех рисках необратимого характера такие явления не носят. Другое дело, если внезапно растают ледники Антарктиды. Тогда уровень Мирового океана поднимется на 60 м и затопит все основные центры цивилизации. Однако чтобы это случилось, нужны катаклизмы вселенского масштаба. Поэтому утверждать, что автолюбители станут причиной испарения вековых льдов - по меньшей мере некорректно.

Чего хотят медведи?

- Меняется в Арктике и экологическая обстановка. Одна из примет - белые медведи массово подходят к жилищам, чего прежде не наблюдалось.

- Мишки действительно стали заглядывать чаще. Совсем недавно в посёлок Белушья губа на Новой земле пришло сразу около 50 хищников. При мне лыжникам, которые отправились в поход, даже пришлось от них отбиваться. Повезло, что зверь был не голодный. Но это не экология, а продолжение темы дрейфующих массивов. Белые медведи - морские животные, их «квартира» на кромке льда. Поэтому как только льды уходят далеко на север, хищникам некуда деваться, и они вынуждены отправляться на поиски добычи.

- В представлении обывателя Север - сплошной экстрим. Часто там попадаешь в непредвиденные ситуации?

- Наоборот - в городе больше встречаешься с неприятностями. Люди живут расслабленно, среди тепла и света, и психологически не готовы к опасности. В Арктике ты всегда начеку, мобилизован, насколько позволяет опыт. Автоматически фиксируешь, как поменялся ветер, не появились ли трещины, постоянно следишь за топливом. Есть свои приёмы при встрече с опасными животными. Поэтому даже несчастных случаев там меньше.

- Вы работали на одной из дрейфующих станций. А как организован быт зимовщиков? 

- Основа жизни в лагере - домик полярника. Замечу, что он был сконструирован ещё для первых экспедиций, и с тех пор ничего лучше не придумали. 

В каждом по 2-3 человека, это веселее и безопаснее. Постоянно топится печка, так что в помещениях до +25 °С, раз в неделю обязательно баня. Душ, туалет. Питание традиционно хорошее. Телевизора, Интернета нет, их отчасти заменяет спутниковая связь, позволяющая общаться со всем миром. Ходить по одному нельзя - это правило записано в Кодексе полярника, который никто не нарушает. Бывает по-настоящему опасно. Например, если вдруг разыгралась пурга - видимость нулевая даже на расстоянии вытянутой руки. Я однажды так чуть не погиб. Спас случайно оставленный строителями кабель, который вёл к домику.