«Дорогая мамочка». Какой была мать «вождя» Владимира Ленина

Одна из легенд гласит, что Мария Александровна на самом деле была фрейлиной при дворе, где на нее и положил глаз великий князь Александр Александрович. © / Public Domain

«Дорогая мамочка! Как вы поживаете? Не мерзнете ли чересчур? Здоровы ли вы?» - интересовался в своих письмах знаменитый революционер Владимир Ленин. Его послания к матери и родным полны нежных слов, подробных описаний бытовых мелочей, рассуждений о работе и прочитанных книгах. Свои весточки он подписывал «Твой В.У.», прося передавать приветы «Мите, Маняше и Анюте», брату и любимым сестрам.

   
   

В день рождения Марии Александровны Бланк SPB.AIF.RU вспоминает, как сложилась ее судьба и какими были отношения матери с знаменитым сыном.

Дедушка революционера

Вокруг происхождения Марии Бланк ходило множество слухов. Историки до сих пор спорят, кем был ее отец - известный в медицинских кругах врач-физиотерапевт Александр Дмитриевич Бланк. Одни утверждают, что он был связан с еврейской общиной, другие – что в его жилах текла кровь немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II. По одной из версий, до крещения Александра Дмитриевича звали Израиль Мойшевич, но он сменил имя вместе с вероисповеданием, чтобы поступить в Императорскую медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, стать военным врачом и в будущем преуспеть в госслужбе.

Отец Марии - известный в медицинских кругах врач-физиотерапевт Андрей Дмитриевич Бланк Фото: Public Domain

По мнению же Ольги Дмитриевны Ульяновой, племянницы Владимира Ленина, Бланк  был родом из купеческого рода, что согласно «условиям XIX века дало возможность быстро продвинуться по служебной лестнице и оставить своим детям право считаться дворянами». После окончания академии, Бланк работал полицейским врачом, пока события, произошедшие летом 1831 года, не вынудили его на год оставить врачебную практику. В тот год в столице вспыхнул холерный бунт, во время которого был убит его брат, дежуривший в центральной холерной больнице. Лишь весной 1833 года Александр Дмитриевич вновь решился возобновить службу и пошел ординатором в Городскую больницу святой Марии Магдалины для бедных. Кроме того он поступил на службу в Морское ведомство. Вскоре успешный в карьере доктор взял в жены Анну Гроссшопф, мать которой была шведкой, а отец - немцем.

Список клиентов Бланка в те годы рос вместе с заработком. Семья смогла переехать в квартиру в одном из особняков на Английской набережной, где в 1835 году и родилась их дочь Мария. Однако семейное счастье Бланков длилось недолго – в 1840 году Анна скоропостижно скончалась, оставив без материнской любви пятерых дочерей и одного сына. Воспитанием детей занялась ее сестра Екатерина фон Эссен, которую позже, по мнению некоторых историков, связала и любовная связь с Андреем Дмитриевичем Бланком. Вместе с ним она покинула Петербург и уехала в Пермь, где Бланк получил должность инспектора Пермской врачебной управы и врача Пермской гимназии. 

В 1847 году он вышел на пенсию и уехал в Казанскую губернию, где приобрел имение Кокушкино с 462 десятинами земли и 39 крепостными крестьянами. В этом имении и прошло детство Марии. Там под руководством тёти она получила хорошее домашнее образование. Девушка не только разбиралась в литературе, знала три иностранных языка (английский, французский и немецкий) и умела играть на фортепиано, но и была знакома с ведением домашнего хозяйства и рукоделием. Получив прекрасное домашнее образование, она смогла сдать экзамен на право преподавания.

Встреча, изменившая жизнь Марии, произошла в 1861 году. Девушка приехала погостить к своей старшей сестре Анне в Пензу, где познакомилась с сослуживцем её мужа - Ильей Ульяновым, старшим учителем математики в Пензенском дворянском институте.

   
   
Свадьба Ильи Ульянова и Марии Бланк состоялась в августе 1863 года. Фото: Public Domain

Их отношения развивались стремительно и в августе 1863 года молодые люди сыграли свадьбу. Уже осенью они уехали в Нижний Новгород, где Ульянов получил назначение на должность старшего учителя математики и физики мужской гимназии. В этом браке родились восемь детей.  

Сын императора?

Зная эти факты, сложно представить, что одно время были популярны слухи, будто Мария Бланк, ни много ни мало, имела любовную связь с императором Александром III и даже родила от него сына.

Володя Ульянов в возрасте 4 лет со своей сестрой Ольгой. Симбирск. 1874 год. Фото: Public Domain

Легенда гласила, что Мария Александровна на самом деле была фрейлиной при дворе, где на нее и положил глаз  великий князь Александр Александрович. Якобы молодая особа не смогла отказать представителю царской семьи, что привело к тому, что на свет появился ребенок. Однако, по мнению авторов этой теории, Бланк была ветреной натурой и не хранила верность великому князю. Тогда будущий император выслал неверную любовницу из столицы и велел подыскать ей «приличного мужа», коим и оказался Илья Ульянов. Будто бы годы спустя Мария Александровна рассказала сыну Александру эту тайну, и он решился отомстить императору.

Документальных подтверждений этой версии нет. В списках фрейлин императорского двора, которые велись с 1712 года, фамилии Бланк обнаружено не было. Да и Петербург Мария Александровна покинула в 1841 году, когда ей было всего 6 лет. К тому времени Александр III даже еще не появился на свет.

Ну и любители «царских тайн» еще упустили из виду, что Александр был вторым сыном Марии. За два года до его рождения, в 1864 году, она произвела на свет дочь Анну, которая в будущем стала активным участником русского революционного движения.

Испытания матери

Мария Александровна овдовела в 1886 году. Заботясь о судьбе шестерых детей, она подала ходатайство о признании за ними права на потомственное дворянство. Симбирское Дворянское Депутатское Собрание, рассмотрев ее просьбу, вынесло положительное постановление, в итоге у семьи появился небольшой стабильный доход в виде пенсии.

Семья Ульяновых Фото: Public Domain

Однако, уже через год ее ждало новое потрясение – ее сын Александр был признан виновным в покушении на жизнь Александра III и приговорен к казни. Еще через четыре года – в 1891 году – скончалась ее дочь Ольга. 19-летняя девушка, мечтавшая стать врачом, скончалась от брюшного тифа.

Несмотря на то, что революционная деятельность детей, причиняла ей немало волнений, она всегда пыталась поддерживать их. О характере отношений, которые царили в семье, говорят письма, которые писал ее сын Владимир матери и своим сестрам.

Мария Александровна прожила долгую жизнь. Она скончалась в Петрограде в 1916 году. Ей был 81 год.

Письма Владимира Ульянова своей матери

22/VIII. 99. Послано из села Шушенского в Подольск Московской губернии.

«Третьего дня получил я, дорогая мамочка, письма твое, Анютино и Манино, книгу от Анюты («Научное Обозрение») и вырезки от Маняши. Merci за все. Ужасно рад был я узнать, что ты поправилась и опять выходишь. Отчего это в Подольске свирепствовала малярия? хорошо чувствуешь ты себя теперь? Здесь осень устанавливается как будто очень хорошая, сухая и теплая. Живем мы по-прежнему. Теперь стоит хорошая погода, и мы с Надей много гуляем. Все у нас здоровы. Крепко обнимаю тебя, моя дорогая, и желаю быть здоровой».

6/IV. 1900

 «Получил сегодня письмо от Маняши, дорогая мамочка, в котором она меня стыдит за молчание. Я действительно виноват, - не поздравил даже тебя и Маняшу с 1 апреля.

Живу я по-старому; здоровье мое удовлетворительно, и я сегодня попробовал уже бросить свою «воду». Гуляю - теперь недурно гулять здесь, и в Пскове (а также в его окрестностях) есть, видимо, не мало красивых мест. Купил в здешнем магазине открытые письма с видами Пскова и посылаю три: тебе, Маняше и Анюте».

Владимир Ленин с Надеждой Крупской. Фото: www.globallookpress.com

6. XII. 00

«Дорогая мамочка! Получил на днях письма, пересланные мне Маняшей. Merci за них. Не знаю уже, соберусь ли вскоре ответить в Сибирь: у меня одно письмо тоже давно лежит неотвеченное. Ждете ли Митю на праздники? Как идет у него медицина и немецкий?

Я живу по-старому, болтаюсь без толку по чужой стране, все еще только «надеюсь» пока покончить с сутолокой и засесть хорошенько за работу.

Катается ли Маняша на коньках? Здесь есть какой-то kunstliche Eisbahn, - я все собираюсь посмотреть на эту подделку. Даже лед искусственный - бедные пражцы!»

26/XII. 00

Дорогая мамочка! Ты получишь, вероятно, это письмо незадолго до праздников. Поздравляю и желаю провести их повеселее: может быть, приедет Митя на это время и вы соберетесь вместе - хоть те, по крайней мере, кто в России. Мы с Аней думали было тоже съехаться, но не удалось. Здесь уже Weihnachten (рождество) - всюду Christbaume (елки) на улицах эти дни было необычное оживление. Я ездил на днях в Вену и с удовольствием прокатился после нескольких недель сидения. Но только неприятная зима - без снега. В сущности, даже и зимы-то никакой нет, а так какая-то дрянненькая осень, мокроть стоит. Хорошо, что не холодно, и я вполне обхожусь без зимнего пальто, но неприятно как-то без снега. Надоедает слякоть и с удовольствием вспоминаешь о настоящей русской зиме, о санном пути, о морозном чистом воздухе».

27. VI. 07. Послано из Стирсуддена на станцию Михнево Московской губернии

«Дорогая Марья Александровна, Володя не имеет обыкновения писать поклоны, и потому я сама за себя и за маму шлю Вам привет. Шлем привет также всем нашим. Могу подтвердить, что отдыхаем мы отлично, разнесло нас всех так, что в люди неприлично показаться... Лес тут сосновый, море, погода великолепная, вообще все отлично. Хорошо и то еще, что хозяйства нет никакого. Ну, а Вы как отдыхаете? что Ваша малярия? прошла ли окончательно? Ходите ли за грибами? Вообще, как живете-можете? Мы тут оторванны от всего мира, хотя почта ходит шесть раз в неделю, но никто ничего не пишет. Еще раз крепко обнимаю. Ваша Надя»