Гений или посредственность. Неизвестные страницы жизни Михаила Кутузова

Имя военачальника занесено в учебники истории, ему поставлены десятки памятников, о нем написаны книги, его образ воплощали в кино.

   
   

SPB.AIF.RU выяснил малоизвестные, но очень любопытные эпизоды из жизни генерал-фельдмаршала.

Обманул смерть

Михаил Кутузов был дважды ранен в голову. Первую пулю молодой 29-летний офицер русской армии схватил 22 июля 1774 года в боях с турецкими войсками. Во время сражения она попала Кутузову между левым глазом и виском и вышла навылет с другой стороны черепа за правым глазом.

Для любого человека подобная рана оказалась бы смертельной. Но только не для Кутузова. Врачи всей Европы с удивлением передавали друг другу известие о чудесном спасении после смертельного ранения. Михаил Кутузов лечился несколько лет. Он даже не потерял зрения, вернулся в армию и продолжил свою военную карьеру.

Исцеление Кутузова после двух смертельных травм удивило врачей всей Европы. Фото: репродукция

Говорят, снаряд не падает дважды в одну воронку. В нашем случае пуля не только попала в то же место на голове Кутузова, но и выходное отверстие полностью соответствовало первому ранению «из виска в висок позади обоих глаз». Вторая травма произошла спустя 13 лет во время осады Очакова. Врачи обследовали рану, и потрясенный главный хирург русской армии произнес: «Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам медицинской науки».

Уже через 6 месяцев Кутузов снова в строю. Среди простых солдат даже ходили разговоры о том, что полководец «бессмертный и заговоренный».

Интересно, что «одноглазость» фельдмаршала – миф. После ранения глаз его стал заметно косить, но остался цел. Уже в наше время Кутузова стали изображать с «пиратской» повязкой на глазу. На самом деле эта деталь облика была придумана советскими кинорежиссерами сначала в фильме «Кутузов», а затем в «Гусарской балладе». А на большинстве картин художники изображали генерал-фельдмаршала вполоборота, скрывая этот дефект внешности.  

   
   

Виноват в поражении

Исторически сложилось, что Кутузов считается гениальным стратегом и прирожденным тактиком. Однако не все так просто. В последнее время все чаще историки высказывают мнение, что Михаил Илларионович был не таким уж и безукоризненным командиром.

Например, наши историки всегда писали, что, воюя совместно с австрийцами против Наполеона, Кутузов показал все свои лучшие качества. Только вот неувязочка: почему тогда его войска все время отступали и была проиграна битва под Аустерлицем?

Эксперты винят в этом бездарных австрийцев, императора Александра I, который некстати вмешался в ход битвы. Однако, если познакомиться с трудами французских и австрийских историков, станет понятно, что большая вина в поражении лежит на плечах русского полководца. Не раз он выбирал неудачные расположения для своих войск, не был готов к атакам французов.

В результате этих просчетов под Аустерлицем была наголову разбита стотысячная армия. Русские войска потеряли 15 тысяч человек убитыми, тогда как французы – всего две тысячи. Похожие просчеты были присущи Кутузову и в Отечественной войне 1812 года. Все тот же неудачный выбор мест сражения, неуверенность, постоянные отступления. Но, как и в случае с шальными пулями, в боях Кутузову тоже очень везло. Как результат – разгром войск Наполеона.

Гений или посредственность

Фактически Михаил Илларионович добыл лишь одну победу, которой мог бы по праву гордиться. Это окружение армии турок в 1811 году под командованием Ахмед-Бея. Однако и там Кутузов проявлял излишнюю осторожность, неделю кружил, отходил и ожидал подкрепления.

Памятник Кутузову установлен в Петербурге напротив Казанского собора. Фото: Commons.wikimedia.org/ Errabee

Победа оказалась вымученной, хотя ее результаты ошеломляют. 20-тысячная русская армия нанесла сокрушительное поражение 60 тысячному турецкому войску. 35 тысяч турок сдались в плен. Эта победа стала переломной в русско-турецкой войне и заставила неприятеля вступить в переговоры.

Мы знаем Кутузова как победителя в Отечественной войне 1812 года. Но эту победу нельзя приписывать одному Михаилу Илларионовичу. В том противостоянии был успешно реализован так называемый «Скифский план», по которому предполагалось максимально уклоняться от лобовых столкновений с армией Наполеона. Французы сами должны были отступить с наступлением зимы.

Этот гениальный план был придуман и разработан генералом русской армии Барклаем-Де-Толли. Так почему же его автор остался на вторых ролях, а все сливки собрал Кутузов? Император считал, что российской армии необходим русский полководец, настоящий патриот своей страны. Именно поэтому Михаил Илларионович и был назначен главнокомандующим.

И надо отметить, что он не раз пробовал отступить от «Скифского плана», потерпел поражение при Бородино и сдал Москву с 15 тысячами ранеными солдатами. Потери при Бородино составили 44 тысячи человек. После такого потрясения Кутузов перестал заниматься самодеятельностью и начал следовать плану Барклая-де-Толли.

В общем, военные заслуги Кутузова очень неоднозначны. Например, Александр Суворов считал, что от Кутузова гораздо больше пользы как от военного управленца, нежели как от полководца. Историки до сих пор спорят, кем был Михаил Илларионович: гением или посредственностью. И сходятся во мнении, что военные заслуги Суворова и Румянцева выше, чем заслуги Кутузова.

Вкусил славы

Если бы Кутузова не назначили главнокомандующим в Отечественной войне 1812 года, то он так и остался бы в истории как один из многочисленных генералов.

Гравюра М. Н. Воробьева «Похороны М. И. Кутузова», 1814 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Полководец и сам не верил в то, что когда-нибудь прославится. Вкусить славу ему посчастливилось лишь в последние полгода своей жизни. А вскоре после его смерти историки начали превозносить генерал-фельдмаршала как спасителя Отечества, замалчивая неблаговидные факты его карьеры.

Первая кампания по возвеличиванию полководца началась на 10-ление со дня смерти Кутузова. В Советское время Сталин поддерживал культ Кутузова, обратившего французов в бегство. Кстати, смерть настигла неуязвимого полководца в 67-летнем возрасте. Он умер от обычной простуды.