«Главное – чувство дома». Как в Петербурге развивают стационарный уход

В Санкт-Петербурге открылся новый пансионат по уходу за пожилыми людьми, основанный на лучших практиках европейского геронтосоциального общества. В нем могут размещаться постояльцы в рамках федеральной индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

   
   

О мировом опыте работы таких учреждений и его применении в Северной столице «АиФ» рассказала генеральный директор «Агентства ЮСИ» Салатун Султанова.

Продлеваем жизнь

SPB.AIF.RU: Салатун Султановна, ваша компания была одной из первых в Петербурге, кто начал оказывать услуги сиделок пожилым людям и инвалидам. Как нарабатывался ваш опыт, как вы пришли к формату пансионата?

Салатун Султанова: За годы работы у нас накапливалось понимание, что обслуживания только на дому недостаточно: это очень затратно и для самих семей, и для государства, которое постепенно пришло к субсидированию таких услуг для определенных категорий граждан. Необходимо совместное размещение, которое обеспечит людям не только уход, но и социализацию. Ведь даже живя в семье, основную часть времени пожилые люди остаются одни. В пансионатах же происходит живое общение постояльцев друг с другом, персоналом, а доброжелательный социум продлевает жизнь. Именно такой опыт я увидела в Европе, Израиле, Сербии и лучших гериатрических центрах Москвы. И в 2014 году мы открыли наш первый пансионат «Победа и Жизнь», который сейчас успешно действует в Калининском районе, а в этом году перенесли уже наши лучшие практики, наработанные в этом учреждении, в наш новый стационар в Красногвардейском районе города.

– Какие практики вы реализовали в ваших учреждениях, и что отличает ваш новый пансионат?

– Мы взяли за основу такой порядок обслуживания, когда пожилой человек должен по максимуму сохранять самостоятельность. То есть если он может сам надеть носки, за него не будет это делать сиделка. Такие, казалось бы, мелочи очень важны с психологической точки зрения: это дает людям чувство собственной значимости. Другой важный момент – грамотная организация пространства для пожилых людей. Это отсутствие порогов, широкие коридоры, наличие перил и вспомогательных приспособлений во всех помещениях. В новом учреждении нам удалось реализовать комфортное маломестное размещение: по два-три человека в одной комнате. В Петербурге крайне мало малонаселенных пансионатов повышенной комфортности, а у нас на 600 квадратных метрах проживают всего 25 человек. Но главное, мы создали уютную атмосферу: ведь наши постояльцы пребывают у нас 24/7, по сути, это их дом. И именно так они должны себя чувствовать здесь: как у себя дома. Поэтому важны детали: аквариумы с рыбками, постоянная смена композиций в зависимости от сезона и по праздникам. Наши подопечные не могут передвигаться на дальние расстояния, поэтому мы создаем смену картинки в месте их проживания. Даже книги мы подобрали тех годов выпуска, когда наши постояльцы были молоды, чтобы они могли на полке узнавать их по корешкам. В общении с проживающими мы сознательно используем «домашние» слова: например, не столовая, а гостиная, не палата, а комната. Эта атмосфера важна не только для наших подопечных, но и для профессионала, который меньше устает, работая в комфортной, доброжелательной среде.

   
   
В пансионатах комфорт, чистота и порядок. Фото: Предоставлено рекламодателем

Помогающая служба

– Учитывая ваш колоссальный опыт, расскажите, как со временем меняется в нашем обществе взгляд на панионаты для пожилых людей, и в каком ключе это направление может развиваться дальше?

– В нашей стране постепенно приходят к пониманию, что размещение пожилых людей в подобных домах никоим образом не считается их отчуждением за рамки семьи. Просто на определенном этапе старения помощь уже должна быть специализированной. И к нам приходят не равнодушные родственники, а люди, которые сами в силу разных причин не могут обеспечить должный уход своим пожилым родителям. Постепенно общество и государство приходят к тому, что подобных учреждений должно быть больше, и они нужны в каждом районе: так постояльцы будут территориально ближе к своим родственникам. Поэтому наш следующий шаг – открыть еще один большой пансионат тоже с маломестным размещением, но на большее число человек.