Испорченные любовью. Психолог о том, почему так часто распадаются браки

Сохранить семью удается не всем. © / Александр Фирсов / АиФ

«Корни современных проблем общества, в том числе экономических, в семье, - считает Ирина Писаренко, - Именно семейное воспитание способно изменить людей в лучшую сторону. Проблема в том, что нигде не учат, как быть родителями».

   
   

Материнский инстинкт - миф

SPF.AIF.RU, Ксения Якубовская: - Опросы показывают, что петербуржцы ориентированы на семью. Но сохранить брак удаётся лишь в половине случаев, а примеров жестокого обращения с детьми - всё больше. Почему хотим, но не можем?

Ирина Писаренко: - К сожалению, семейная жизнь и воспитание детей познаётся в режиме эксперимента. Поженились, родили, и вдруг выяснили, что всё не так, как в грёзах. По данным Роскомстата, с 1950-х годов XX века количество разводов в России на 1000 человек выросло на 940%. А в Петербурге даже больше. Исследования показывают, чем более люди образованы, тем чаще они в ситуации семейного кризиса расходятся, выбирая самосохранение, а не скандалы или побои.

В целом образованные люди также меньше рожают, потому что осознают всю ответственность и перспективы. C помощью разных мер государство пытается увеличить население, но это мотивирует не тех, кого нужно. Часто рождением детей отдельные категории граждан пытаются решить свои жилищные или финансовые проблемы. А потом часть таких деток попадает в детдома. В России вообще очень высок уровень социального сиротства. По статистике, в стране более 600 тысяч сирот, а социальных - более 80%. И это в мирное время! У нас принято считать, что у всех мам есть материнский инстинкт. Но это скорее миф. Иначе женщины бы не бросали своих детей, не причиняли им вред, не убивали. Обществу нужно признать, что люди разные: кто-то любит цветы, кто-то собак или машины, а кто-то детей. И есть те, кто не любит. Отсюда такое количество случаев жестокого обращения с ними.

- Получается, не любишь - не рожай?

- Нужно работать с населением, увеличивая ценность семьи и ребёнка. Государство сделало первые шаги по увеличению рождаемости, но больше удовольствия от детей люди получать не стали. Да и не знают, как? А если ребёнок раздражает, мешает родителям, то кем он вырастет? С кого будет брать положительный пример общения с близкими? Общество, реклама, фильмы своими призывами «Бери от жизни всё», «Не парься!» формируют инфантильную и потребительскую позицию. Со временем она переносится на отношение к будущей семейной жизни. Молодым людям не нужны обязательства и ответственность. У рождённых после 1990-х потребность в заботе о детях всё меньше. Когда люди поняли, что это бремя, помеха для жизни и карьеры, то стали сознательно отказываться от деторождения. В Германии уже около 30-40% женщин чайлдсфри, в Москве от 17 до 25%. Да и в Петербурге доля молодых людей, не желающих связывать себя узами родительства, будет возрастать. Если не заняться этой проблемой вплотную, государство рискует потерять семью.

Школа для родителей

- Но должно ли государство лезть в личную жизнь граждан?    
   

- Абсолютно все проблемы страны - родом из семьи. Неправильно воспитали ребёнка, привили дурные привычки, нанесли психологическую травму - и взрослый человек делает «плохой» выбор: водитель или пилот нарушает инструкции, начальник хамит и берёт взятки, кассир обсчитывает... Так что если государство не хочет заниматься семейным воспитанием, то оно будет строить детские дома, тюрьмы, безуспешно бороться с коррупцией и халатностью в работе. Воспитание - это экономическая категория! Надо ещё в школе рассказать детям о семье как о педагогической, психологической, экономической системе. Опросы показывают, что чаще всего конфликты в семьях петербуржцев возникают из-за денег, детей и взаимоотношений с родственниками. Мы учим в школе всему, кроме того, как справляться с человеческими проблемами. Хотя каждый будет вести бюджет, жить с кем-то, воспитывать детей. Уроки о семье, её проблемах, их решении, правах и обязанностях, связанных с появлением ребёнка, нужны обязательно. В России богатые семейные традиции, но мы рискуем выродиться как нация со своей культурой, отношением к детям и старикам. Эти установки нужно закладывать в детстве, иначе со временем мы получим случайные беременности, случайных детей, случайное воспитание, а в итоге - «случайную» страну.

- И как же воспитать семью?

- В Петербурге есть для этого много ресурсов - опытные педагоги и психологи, центры соц. помощи. Но государственной системы в этом вопросе нет. Хотя сопровождение семейных пар на всех этапах брака просто необходимо. Пришли в ЗАГС - прослушайте курс на 10-12 часов: что такое семья, какие проблемы вас ждут, как их можно предотвратить или решить и т. д. Ждёте малыша - вот вам сертифицированные занятия для мам и пап: о психологии ребёнка, его стадиях взросления. На грани развода - бесплатный курс у психологов и возможность спасти брак. Возникли проблемы с детьми - не отнимать их у родителей, но помогать, учить, компетентно поддерживать. В советское время была грамотная система поддержки семейного воспитания, были специальные журналы и передачи для родителей. Сейчас ни на одном главном канале этого нет. У родителей отсутствуют даже общие представления о том, что можно и нельзя.

Зов природы

- При этом многие чересчур балуют детей. Об истериках в магазинах - даже снимают видеоклипы.

- В обществе идёт усиление роли ребёнка в семье. Раньше структура семьи имела иерархичный уклад - сначала старшие, потом младшие. А сейчас малыш - сверхценность. Его балуют, холят и лелеют. Ставят в доминирующее положение, хотя в силу возраста и опыта он совершенно к этому не готов. А на ребёнка, который растёт в ощущении вседозволенности, очень сложно повлиять. Если он ставит себя выше родителей, то может им грубить, бить, измываться. Такое происходит даже в благополучных образованных семьях. При этом общество, фильмы, журналы и родители активно защищают право ребёнка иметь. И когда ему отказывают в чём-то, он берёт это силой. Если раньше с осуждением смотрели на капризного ребёнка, то сейчас - на родителей. И они оказываются в ловушке: с одной стороны, на них вся ответственность за воспитание, но с другой - наказывать или принуждать чадо нельзя, соседи могут ведь и заявить в органы опеки… Конечно, к детям надо относиться гуманно и уважать их интересы, но ведь и родитель тоже человек. Он нуждается в помощи и защите. Ко мне всё чаще за консультацией обращаются люди, чьи дети 18-25 лет не хотят ни учиться, ни работать, ни помогать по дому. Родители не могут ничего сделать с их инфантильностью и потребительским отношением. А ведь хотели как лучше...

- Сейчас в городе молодые с удовольствием работают волонтёрами. Получается, не такие уж они индивидуалисты?

- Это биологический зов человека - он должен быть социально востребован. Каждому важно осознать свои желания, прилагать усилия и почувствовать удовольствие от достижения цели. Когда родители дают ребёнку всё с избытком, возникает недостаток социально-психологической нагрузки. В советское время были тимуровцы, октябрята, пионеры.

Каждый был частью чего-то большего, чем он сам и его семья. С малых лет детей вовлекали в общественную систему, социальную деятельность. Так как человек всегда был где-то социально востребован, у него формировалось чувство гордости, уверенности и адекватная самооценка. Сейчас этого нет. А детям обязательно надо преодолевать трудности, прилагать усилия и быть частью сообщества. Они вопят: «Дайте нам возможность почувствовать себя людьми!». Отсюда всплеск интереса молодёжи к волонтёрству и благотворительности в Петербурге. Это хорошая тенденция, которая развивает и воспитывает новые поколения в правильном направлении. Просто нужно помочь современным родителям вовремя приобщить детей именно к позитивной самореализации.