Современную молодёжь обвиняют в равнодушии, вялости, меркантильности и отсутствии интересов. У старших поколений создаётся впечатление, что миллениалов интересуют только селфи и соцсети, хайп и потребление. Так ли это, «АиФ» рассказала доктор социологических наук, директор Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Елена Омельченко.
О чём мечтают студенты?
- Мы три года вели исследование в четырёх российских городах - Санкт-Петербурге, Казани, Ульяновске и Махачкале, - рассказывает эксперт. - Изучали типы и формы молодёжной вовлёченности в жизнь, интервьюировали людей 18-22 лет. Для современной молодёжи характерна некая «театральность» - им важна возможность видеть и быть увиденным, демонстрировать всевозможными способами свои отличительные особенности. Поскольку с детства они были знакомы с гаджетами, то у них другие способы познания мира, да и себя. Они чувствительны, им важно демонстрировать себя, получать лайки, похвалы и одобрение. Отсюда демонстрация своих увлечений, ежедневных дел, желаний и сомнений, работы, друзей и т. д. Ещё одна ключевая тенденция - это укрепление позиций здорового образа жизни. Молодые следят за собой, занимаются спортом. Идёт активное продвижение ЗОЖ с помощью соцсетей. Блогеры, которые рассказывают о дисциплине тела, о том, как работать над собой и создавать фигуру, имеют огромные аудитории и сотни тысяч последователей.
- Получается, это уже не фастфуд-поколение?
- Люди разные, но та выборка, которую мы изучали, внимательно относится к своему питанию. Еда нередко становится профессиональным занятием и хобби. Молодые посещают мастер-классы по приготовлению пищи, а также практикуют вегетарианство, веганство, сыроедение и т. п. Снизился и процент употребляющих алкоголь. Ещё в 2011 году в городе было в три раза больше тех, кто пили пиво. Почти на «нет» сошло употребление крепких напитков. Более того, опросы показали, что 30% представителей нового поколения не приняли бы в свою компанию тех, кто злоупотребляет спиртным, а 58% - принимающих наркотики.
Кому верит поколение Z?
- Петербургская молодёжь отличается от сверстников из других городов?
- Наш город по-прежнему остаётся субкультурной меккой с огромным количеством течений: хипстеры, готы, эмо, руферы, рокеры, анимешники, ролевики, реконструкторы… Также для молодых людей сексуальная свобода и гендерное равенство важны в большей степени, чем для их ровесников в других городах.
Кроме того, у них высокое ощущение опасности. Их волнуют плохая экология, собственное здоровье, террористические атаки, недостаточная защита от нестандартных ситуаций (пожар в Кемерове - тому пример) и т. п.
- Есть распространённое мнение, что современное поколение инфантильно и мало интересуется жизнью страны…
- Это не так. Современные жители мегаполиса активно вовлечены в самые разные формы культурных практик. Мы выявили около 40 разных групп: анимешники, геймеры, руферы, феминистки, футбольные болельщики и т. д. Лишь 7% молодых не входят ни в какие сообщества. Многие работают со второго курса института. Однако рынок труда не очень гостеприимно принимает студентов. Поэтому так называемая инфантильность нередко является результатом не собственного выбора, а стечения обстоятельств.
Да, поколение Z не особо интересуется политикой, не жаждет изменить общественный строй или весь мир. Среди молодёжи довольно низкий уровень доверия к государственным институтам. Высок лишь уровень доверия к президенту и церкви.
71% считают себя верующими, однако 15% не могут причислить себя к какой-то конкретной религии. Просто верят во что-то эдакое. 18-22-летние петербуржцы предпочитают массовой протестной деятельности повседневную гражданственность малых дел. Они активны там, где могут на что-то влиять. Поэтому развиваются волонтёрские движения, отряды поисковиков и т. п. Популярны как официальные инициативы, так и неформальные, не имеющие государственной или грантовой поддержки. У новых поколений есть огромное желание принести пользу. Более того, сейчас модно быть отзывчивым, помогать животным, детям, престарелым людям, инвалидам.
Кто зависает в Сети?
- Ещё несколько лет назад социологи и фантасты пугали нас мрачными перспективами, к которым приведёт современное общество потребления. Опасения подтверждаются?
- К счастью, мы входим в эпоху пост-материальных ценностей. У молодых спокойное отношение к вещам, брендам и корпорациям. Популярны антикапиталистические идеи. Развивается DIY-экономика (от англ. do it yourself - сделай сам). Её основные черты - уход от мейнстрима в потреблении, молодые люди вовлекаются в процесс создания продукта - музыки, одежды, еды и т. п. Также эта эпоха связана с неизбежностью роста толерантности, принятием гендерных, сексуальных, этнических и религиозных отличий. Модно быть эксклюзивным, особенным.
- Вы сказали, что молодёжь выступает за сексуальную свободу. Означает ли это, что они не хотят создавать семью?
- Совсем нет. У них есть нацеленность на брак, однако и понимание возможных рисков. Дело не в кризисе семьи как института. Просто те сложности, которые неизбежно возникают в отношениях, сегодня на поверхности. Их постоянно освещают эксперты и психологи. Непростые взаимоотношения родителей, разводы, раздел имущества - всё это обсуждается публично. Юные вырастают и понимают, что брак - это не только любовь и романтика, но и определённые трудности. В целом у молодёжи часто более реальный взгляд на брак. Они осваивают новые типы семейного планирования, рационально взвешивают личные и общие возможности, карьерные планы друг друга и желания. В каком-то смысле они более подготовлены к сложностям в отношениях. Но при этом для них всё так же важны порядочность, верность, любовь.
- Некоторые эксперты уверяют - виртуальный мир вот-вот поработит нас. Так ли это?
- Безусловно, уже выросло «цифровое поколение». Однако оно не только «зависает в Сети», но и успешно использует Интернет - для учёбы, работы, жизни. Иногда взрослые не видят позитивных тенденций просто потому, что судят по устаревшим параметрам. Между тем современные подростки прекрасно понимают, что не всё в виртуальном мире - правда. Они способны сопоставлять факты и фильтровать информацию. Но и то, что в некоторых вопросах у них в голове каша, - тоже верно. Это связано с развитием в обществе популизма, из-за которого происходит девальвация ключевых понятий, таких как справедливость, правда, совесть, честь, вера, патриотизм. Они используются в разных смыслах, контекстах и целях. И молодёжь вынуждена формировать смысловую опору в ситуации неопределённости во всех сферах - от политики до семейной жизни. Поэтому они с большим трудом могут ответить на вопрос о своих будущих планах, даже на 3-5 лет вперёд. Им легче проявлять себя в малых делах - посадить дерево, убрать мусор, помочь кому-то. Это доступно, близко, понятно и приносит ощутимые плоды.
Смотрите также:
- Комфортное поколение. Социолог о гаджетах, соцсетях и молодых петербуржцах →
- «Рациональные добряки». Социолог – о том, как живет современная молодежь →
- Социолог: семья для петербуржцев важнее собственного здоровья и денег →