Кладовая… гуслей. Старинную традицию помог возродить «Словиша» из XXI века

Сергей Прудников / АиФ-Петербург

Сам Теплов - ведущий мастер по изготовлению гуслей. Выпускник Консерватории, он 37 лет вытачивает из дерева эти древнерусские инструменты.

   
   

Находке - 900 лет!

В мастерской Александра - много дерева и совсем мало гуслей.

- Очень быстро разбирают, - объясняет он. - Заказы приходят постоянно - из музыкальных школ, от оркестров, исполнителей, театров. В месяц делаем до 10 инструментов. В последние годы гусли стали очень популярны. А вот мастерских в городе - раз, два и обчёлся. 

- Как всё началось? - вспоминает мастер. - Сам я родом с Урала. Окончил Свердловское музыкальное училище, поступил в Ленинградскую консерваторию, на дирижёрско-хоровой факультет. Как-то к нам в гости приехал известный музыковед и реставратор Владимир Иванович Поветкин. И привёз с собой копию старинных гуслей, найденных им в Новгороде во время археологических раскопок. Точнее, нашёл он три непримечательные деревяхи. Взял в руки, покрутил, сложил вместе и получился готовый инструмент - с декой-окном и дырочками для колков. Стёр с корпуса землю, а там надпись - «Словиша», означавшая или имя мастера, или имя владельца, или просто слово - «соловей».

Возраст находки оказался - 900 лет! При том что самые ранние известные хранящиеся в советских музеях гусли датировались началом XIX века.

- Это был ключ, возможность услышать, как звучал голос наших прадедов. Открытие вызвало огромный интерес в научном мире.

Для самого Александра встреча с Поветкиным стала поворотной. Он начал изучать в музеях имеющиеся экспонаты и сам потихоньку изготавливать свои первые инструменты.

   
   

Для души и перед боем

Скоро Теплов с сокурсниками отправился в экспедицию в Псковскую область - в 70-80-е годы были популярны походы по деревням с диктофоном, в поисках народных песен, которые местные жители передавали из поколения в поколение, и которые в нынешнем веке грозили исчезнуть совсем. 

- Помимо сбора песен мы стали спрашивать про гусли, - рассказывает Теплов. - Есть ли? Умеете играть? Дело в том, что гусельная традиция сошла на нет в 20-е годы: инструмент считался чем-то архаичным. Во время наших походов выяснилось, что один дедушка умеет играть, другая бабушка хранит их на чердаке. Мы записывали на магнитофоны саму игру, человеческие истории, делали фотографии.

За несколько лет молодым энтузиастам удалось собрать более 200 записей. Сегодня эта коллекция вместе с фотоснимками хранится в фольклорно-этнографическом центре Петербургской консерватории и является настоящим национальным достоянием.

- Почему нам важно возрождать гусельную традицию? В первую очередь потому, что это один из самых древних русских инструментов. Балалайка к нам пришла от кочевых народов в XVIII веке. Гармошка из Италии в это же время. А первые упоминания о гуслях у славянских племён будущей Киевской Руси встречаются в греческих летописях VI века! Посмотрите на финские кантеле - у них ведь это предмет большой гордости, до третьего класса каждый ребёнок должен научиться играть… Или вспомните русские былины и сказки. Садко играл на гуслях. Добрыня Никитич. Причём как для себя, для души, так и перед сражением. Музыка, как известно, поднимает боевой дух, избавляет от страха смерти. Вот и раньше гусельники были в каждой дружине, подобно нынешним трубачам и барабанщикам…

После Консерватории Александр Теплов много лет был дирижёром фольклорного ансамбля. Преподавал музыку. И параллельно делал гусли. В 2005-м создал собственную мастерскую. За минувшие годы вырезал около 400 инструментов. Подготовил десяток помощников, которые в свою очередь передают свои знания новым ученикам в разных городах России. А ещё Теплов планирует написать учебник для современных и будущих мастеров, в котором бы аккумулировал весь накопленный опыт, и создать школу, где обучали бы гусельников, да и просто приобщали всех интересующихся к старинной культуре. Для этого нужна поддержка - города, государства. Хочется верить, что рано или поздно это произойдёт.

Смотрите также: