Король «самочинки». Как милиция Петрограда ликвидировала банду Ваньки Белки

Личный состав 3-го отделения милиции. 1922 год. © / Public Domain

Имя Ивана Белова, известного в криминальных кругах как Ванька Белка, прочно вошло в историю криминальной жизни Петрограда. Начав воровскую карьеру во времена царской России, в годы советской власти он смог собрать вокруг себя несколько десятков безжалостных головорезов, готовых на любые преступления. 

   
   

Дерзкие нападения, которые совершали участники банды, пугали не только простых граждан, но и подрывали репутацию новой власти. Злодеяния преступники совершали, нарядившись в форму сотрудников милиции или ЧК. Врываясь в квартиры состоятельных горожан, они изымали ценности в «фонд революции», иногда оставляя записочку, в которой советовали обратиться за разъяснениями в дом №2 на Гороховой улице. В те годы там как раз размещались чекисты.

Такой стиль «обысков», который часто сопровождался кровопролитием, стал называться «самочинкой», а Ванька Белка стал настоящим королем «самочинщиков». Стоит отметить, что часто на богатые квартиры «наводили» налетчиков «девушки по вызову» или узнавали о них от знакомых. 

Угоны, грабежи, убийства

О личности главаря банды известно в наши дни не много. Его вспоминали как статного мужчину, бывшего военного, обладавшего хитростью и звериным чутьем. В годы правления Николая II Ивану Белову довелось несколько раз побывать на скамье подсудимых. Когда же в стране подул ветер революции, Белку выпустили на свободу. Распорядиться ею он решил по-своему и меньше чем за год создал мощную банду, терроризировавшую город с 1918 по 1921 год. Всего в состав шайки входило полсотни человек, среди которых были и подростки.

Помимо квартирных налетов преступники нападали на прохожих и угоняли автомобили. Так в материалах дела сохранилась история, когда злоумышленники ворвались в гараж в доме № 6 по Апраксину переулку. В тот момент там находился водитель Куликов, который попытался дать отпор грабителями, защищаясь заводной ручкой. В ответ прогремели револьверные выстрелы, и Куликов упал замертво. Угнать автомобиль в тот день «самочинщики» не смогли: на звуки выстрелов бежали постовые милиционеры, и грабители были вынуждены срочно ретироваться.

Около двух лет банде Белки удавалось уходить от погони. Бросить на след преступников лучших сыщиков руководство уголовного розыска было вынуждено после жуткого убийства 23-летнего агента Александра Скальберга. 

Молодой человек начал личную охоту за Белкой. Посещая злачные заведения Петрограда, он высматривал подозрительных персонажей, которые могли бы вывести его на след главаря. Примелькавшись в криминальной среде, однажды он получил записку: «Шурка, приходи завтра в 8 часов вечера на Таиров переулок, дом 3, где ты получишь важный материал по интересующему тебя большому и таинственному делу».

   
   

В то время Таиров переулок, расположенный рядом с Сенной площадью, имел плохую репутацию. На нем располагались притоны, в которых криминальные элементы часто отводили душу, выпивали самогон, играли в карты и сбывали краденое имущество.

Скальберг клюнул на эту удочку, не подозревая, что попал в ловушку. Придя в назначенное время к дому, он столкнулся с головорезами из банды - Платоновым, Фадеевым, Николаевым и Андреевым. Последний был известен под кличкой Шурка Баянист. Они оглушили «гостя» и жестоко расправились с ним в одном из притонов: с сотрудника милиции сняли кожу и расчленили.

Когда коллеги, заметившие исчезновение агента, стали прочесывать все заведения в Таировом переулке, то наткнулись на его обезображенные останки. Опознать убитого они смогли только по одежде…

Штурм квартиры Белки

Агент уголовного розыска Иван Бодунов. Фото: Public Domain

Поимка банды Белки стало делом чести для следователей. Они попытались внедрить в банду своего человека – 20-летнего Ивана Бодунова. Уроженец Московской губернии имел репутацию блестящего агента, окончившего специ­альную школу уголовного розыска. Лишившись в детстве отца, ставшего жертвой уличного грабежа, Иван дал клятву посвятить свою жизнь борьбе с преступностью и мечты своей не предал.

Бодунову удалось выяснить, что база Белки располагается в доме 102 на Лиговском проспекте. За «берлогой» несколько дней шло наблюдение. Когда же стало известно об очередном сходе главных участников, решили брать базу штурмом.

Между милицией и уголовниками завязалась ожесточенная перестрелка, в ходе которой была убита жена Ваньки, активная участница его кровавых «проектов». Понимая, что живым ему не выбраться из засады, Белка решил устроить взрыв. Предотвратить это помог Завет - служебно-розыскная овчарка, которую удалось запустить в здание. Свирепый пес отвлек внимание бандита, и милиции удалось в этот момент застрелить Ивана Белова. После смерти главаря, его подельники сдались. Одних  из них в будущем ждали разные сроки заключения, других – расстрел.

1922 Петроград. Работники милиции на автомобиле. Фото: Public Domain

После боя на Лиговском о банде Белки не слышали. К тому времени на ее счету было около двух сотен краж и почти три десятка убийств.