Нечужие дети. В Петербурге помогают ребятам с особенностями развития

Для многих выступление на сцене осталось ярким воспоминанием на всю жизнь. © / Мария Богданова

В некоторые семьи трудности приходят неожиданно, и родителей врасплох застают вопросы: а что означает «ребёнок с особенностями развития»? Какой за ним нужен правильный уход? Как найти в себе силы со всем этим справиться?

   
   

Есть и те, кто не решается брать на себя ответственность. Детей отдают в детские дома, в чужие руки. Но те люди, которые хотят помочь, они всегда рядом, и их на самом деле очень много. Сегодня речь пойдёт о волонтёрах, которые неравнодушны к детским судьбам, которые порой заменяют им родителей и помогают адаптироваться к непростой жизни.

Стать ребёнку другом

Петербургской организации «Наши дети» в этом году исполнилось уже 16 лет. Он охватывает несколько направлений: помогает детям с ограниченными возможностями здоровья, сиротам и семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Волонтёры заботятся о детях, оставшихся без попечения родителей, занимаются их сопровождением в больницах.

«Порой люди нужны, чтобы посидеть с ребёнком, пока мать-одиночка ходит в магазин за продуктами, – рассказывает руководитель организации Наталья Аликина. – Бывает, что малоимущим семьям нужно купить вещи, оказать материальную поддержку. Наши волонтёры работают и на выезде: сопровождают ребятишек в театры, цирки, проводят мастер-классы, спортивные мероприятия. Везде нужны руки. К нам обращаются люди разных возрастов и профессий. Есть, например, волонтёр, которая профессионально играет на скрипке. Она ездит по больницам, детским домам с индивидуальными концертами».

В направление «Гостевая семья» приходят люди, которые хотят помочь воспитанникам детского дома, но пока не готовы усыновить их или взять под опеку. За волонтёром закрепляют малыша, которого он навещает в закрытом учреждении или приглашает в гости к себе домой на выходные. Так человек постепенно становится настоящим другом ребёнку, оказавшемуся в сложной ситуации, помогает ему адаптироваться к жизни вне детского дома.

Чтобы поддержать другого, порой бывает достаточно доброго слова. Фото: Мария Богданова

Волшебная студия

В прошлом году открылась уникальная студия анимации для детей с ОВЗ, которым требуется сопровождение и особый подход. Это ребята с серьёзными нарушениями речи, а также те, кто не может выходить из дома из-за сложных диагнозов. К таким детям творческие волонтёры ездят сами. В мультстудию превращается обычная комната, а юные авторы, хотя и не могут даже встать с постели, получают возможность творить, создавать свои миры и героев.

«Есть дети, которые не могут говорить, двигаться, – рассказывает руководитель направления Элина Курьякова. – Но у них светлые головы: они прекрасно фантазируют, придумывают сюжеты. Только поделиться ни с кем не получается. Тогда мы вместе с родителями разрабатываем систему коммуникации. Например, ребёнок умеет сжимать руку и моргать глазами. Мы задаём ему вопрос, и если он хочет сказать «да», то моргнёт один раз или сожмёт кулачок.

   
   

Такой метод помогает вместе работать над сюжетом для будущего мультфильма. Я спрашиваю: «Мы будем создавать историю про человека или про животное?» Ребёнок, например, выбирает животное. Затем начинаем перебирать названия зверей, цвета, места действия. Так и рождается сюжет.

Бывает, что ребёнок не говорит, но хочет, чтобы у его персонажа в мультфильме были слова. Тогда мы просим других наших подопечных, говорящих ребят, помочь с озвучкой. Если малыш не может лепить, даём ему в руку кусочек пластилина. Он греет его, пластилин становится мягче, а волонтёр уже лепит из него фигурки героев. И даже так дети чувствуют, что причастны к творческому процессу, что они выступают соавторами.

Создание мультика – это всегда импровизация. Никогда не знаешь, о чём будем снимать. Бывает, что нет вдохновения, и тогда на помощь приходит техника «мозговой штурм». Задаём наводящие вопросы: а кто главный герой? Где происходит история? Чем занимаются персонажи? Потом добавляем волшебное «и вдруг...». И получается потрясающая история про храброго медведя, который любит малину».

Помогают помогать

Екатерина по профессии логопед-дефектолог. Она работает с детьми с ОВЗ на протяжении десяти лет. Сначала ездила в детские дома, проводила творческие мастер-классы. Позже её стали просить организовывать выступления, праздники. Так появился большой проект – волонтёрский театр.

«Мы ставим детские спектакли – «Бременские музыканты», «Буратино», – делится Екатерина. – Сами шьём костюмы, изготовляем декорации, я пишу сценарии. Выступаем в закрытых учреждениях – детских домах, интернатах, больницах, где подопечные лежат долго, поэтому лишены возможности посещать театры, куда-то выбираться. Да и потом для многих детишек с отклонениями и часовая дорога может вылиться в сильнейший стресс, истерику.

Основной костяк нашей театральной труппы – это не профессиональные актёры. Зато мы, как опытные волонтёры, всегда готовы к неожиданностям, если во время спектакля дети встанут, начнут кричать или брать за руки. Мы, наоборот, рады любой инициативе, потому что в творчестве все должны быть свободны. А детям с особенностями часто не хватает таких эмоциональных проявлений.

В прошлом году у нас было совместное выступление с ребятишками на сцене одного из центральных театров Петербурга. Для многих оно осталось ярким воспоминанием на всю жизнь. Есть подопечный нашего проекта, мальчик Серёжа, который не говорит. Мы однажды вместе играли шутов-весельчаков. До сих пор, когда встречаемся с ним в детском доме-интернате, он жестами показывает, что ему тепло и радостно. Вспоминает, как он был настоящим актёром и выступал перед зрителями».

А ещё Екатерина ведёт лекции для других волонтёров. Часто людям, которые хотят помогать, самим бывает тяжело, начинается выгорание. Или бывает так, что где-то не хватает опыта, накатывает тревога. Тогда помощь наставника просто необходима.

«Мы рассказываем, как человека перенести со стула на коляску, как быть, если ребёнок кричит, как не растеряться, – рассказывает Екатерина. – Если есть какие-то психологические барьеры, помогаем их преодолеть. С тех пор, как проводим такие занятия, волонтёры стали более уверенными, а наша помощь – более качественной».

В проекте каждого волонтёра не оставляют один на один с трудностями – на всех этапах есть помощь и поддержка. Чтобы вступить в ряды организации, нужно сначала заполнить анкету на сайте, выбрать более близкое для себя направление. Затем проводится обучение по уходу за детьми с особенностями здоровья. На первый пробный выезд с волонтёром отправляется более опытный наставник. Наконец, человек приезжает уже самостоятельно в семью или в больницу.

«Я уверена, что в жизни любому человеку нужен человек, – делится Екатерина. – Чтобы поддержать другого, порой бывает достаточно доброго слова, жеста, и быть рядом с тем, кому «горше и хуже» и «кому жить тяжело», как у Вертинского, помните?».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.