Неподкупный. Председателю суда Анатолию Кони даже император был не указ

На Кони было бесполезно давить, его невозможно подкупить или запугать © / Commons.wikimedia.org

SPB.AIF.RU вспоминает самые громкие уголовные дела того времени: дело Веры Засулич, дело о крушении императорского поезда и другие.

   
   

Право на революцию

Анатолий Кони родился 9 февраля 1844 года в семье театрального деятеля Федора Кони и писательницы и актрисы Ирины Кони. Семья была либеральных взглядов. Отец сочинял модные водевили, дружил с передовыми литераторами и вел бурную общественную жизнь. Богемная жизнь Анатолия не привлекала. Он мечтал стать ученым, но родные и близкие убедили молодого человека учиться на юриста.

Семья мальчика была либеральных взглядов. Фото: Commons.wikimedia.org

Кони уехал из Петербурга в Москву и начал усиленно изучать право. Его обостренное чувство справедливости быстро нашло применение. Уже в выпускной работе Кони писал: «Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его нарушает. Если власть нарушает закон, то у народа есть право на революцию». За эти слова студента чуть не посадили в тюрьму.

Первое место работы Анатолия Федоровича – прокуратура Харькова. Взятки там были в порядке вещей, для крестьян существовали одни законы, для помещиков и дворян – другие. Молодой прокурор сразу объявил коллегам, что влюблен в богиню Фемиду, взяток не берет, а в тюрьму сажает за реальные провинности. Через некоторое время вольнодумца с ясным и сильным умом вызвали в Санкт-Петербург. В столице Кони начал стремительно делать карьеру. Дела, которые он вел, гремели на всю Россию. Например, купец Степан Овсянников 15 раз откупался от правосудия. Хлебный магнат всегда выходил сухим из воды, благодаря своим огромным капиталам. Вдруг какой-то юный прокурор дал санкцию на его арест. Анатолий Кони обвинил купца в поджоге паровой мельницы и собрал неопровержимые доказательства умышленного поджога. Газеты писали, что не пройдет и трех дней, как Овсянников выйдет на волю. Ну, может, похудеет на миллион-другой.

Однако, присяжные признали вину купца. Впервые в России богач, как простой смертный отправился в Сибирь отбывать срок. И все поняли: преступать закон опасно даже сильным мира сего.

Кони прославился, стал одним из самых популярных людей в Российской империи. В 1877 году Анатолия Федоровича назначили председателем главного суда империи - Санкт-Петербургского окружного. В течение последующих лет он создал образец для всей России.

Оправдательный приговор

В 1878 году молодая женщина Вера Засулич вошла в приемную столичного градоначальника с небольшим саквояжем. Когда генерал Трепов подошел к ней, она выхватила револьвер и выстрелила ему в живот. Женщина была дворянкой, учительницей. Впервые попала в тюрьму за сочувствие революционерам, просидела в одиночке 2 года. Кони быстро разобрался, что первым нарушил закон генерал-губернатор Федор Трепов. Однажды он приехал в дом предварительного заключения и один из арестантов Боголюбов не снял перед ним шапку. Взбешенный Трепов приказал выпороть студента розгами. К тому времени эта варварская пытка была отменена законом. Вера Засулич отомстила чиновнику за товарища. Засулич и Боголюбова попытались облить грязью, обвинив в любовных связях, но председатель суда Кони быстро отмел это предположение. Оказалось, что они даже не были знакомы. И из человека, пострадавшего за отечество, Трепов быстро превратился в злодея. На Анатолия Федоровича Кони оказывалось страшное давление, сам император настаивал на обвинительном приговоре для Веры Засулич.

   
   
Кони попросил присяжных судить по совести и беспристрастно. Фото: Commons.wikimedia.org

Кони попросил присяжных судить по совести и беспристрастно. Обвинитель потребовал для Засулич ссылку и 20 лет каторги. Но адвокат убедил присяжных и все российское общество, что женщина пошла на крайние меры, потому что приняла надругательство над незнакомым студентом, как свою личную боль. Вердикт прозвучал в полной тишине – невиновна. И Кони подписал оправдательный приговор, понимая, что это будет стоить ему карьеры.  Александр II был взбешен, он потребовал отставки судьи. После гибели императора от рук террористов, Кони был переведен в департамент гражданских дел.

Против алчности и безответственности

Осенью 1888 года Российская империя оказалась на краю пропасти. 17 октября императорский поезд мчался из крымской Левадии в Петербург. Пассажиры отдыхали, обедали, состав мчался с огромной скоростью – 60 верст в час! Царь Александр III находился со всей семьей в специальном императорском вагоне. Неожиданно случилась страшная катастрофа. Старые шпалы не выдержали напряжения от проносящегося состава, он сошел с рельсов. Многие вагоны были разнесены в щепки, погибло 20 человек, еще десятки были тяжело ранены. Как остались живых император с семьей, непонятно. Сразу поползли слухи: теракт!

Трагедия на железной дороге произошла из-за алчности подрядчиков. Фото: Commons.wikimedia.org

Раскрыть зловещую тайну должен был Анатолий Кони. Император прекрасно знал, что неподкупный судья сохранил независимость. На него бесполезно давить, его невозможно подкупать или запугать.  

По официальной версии, которую печатали в газетах фигурировал рельс, который не выдержал нагрузки. Но была и еще одна, секретная версия, в которой и пытался разобраться известнейший юрист Кони.

Из нее следовало, что за несколько минут до крушения в вагон-ресторан зашел молодой поваренок, который принес ведерко с мороженым. Согласно анонимным доносам, в ней скрывалась бомба огромной силы. 

Кони понимал, что на карту поставлено слишком многое. Если признать, что имел дело террористический акт, то последует жесточайшая полицейская реакция. И тогда судебной реформе конец.

Было известно, что перегон, по которому следовал императорский поезд, был сдан в эксплуатацию всего 2 года назад. Какая же сила смогла как спички расшвырять тяжелые бронированные вагоны?

Ни одна из многочисленных экспертиз крушения императорского поезда не обнаружила следов взрыва. «Адской машин не было, его величество будет обрадован. Радуюсь и я. Ожесточения власти, вероятно, не произойдет и вспышки беззакония в стране не будет», писал Кони в своих дневниках.

Правда оказалась ужасающей. Железную дрогу строили нечистые на руку подрядчики, которые вместо песка сыпали шлак, а шпалы укладывали гнилые. При этом министр путей сообщения, зная о многочисленных нарушениях, выдал похвальный лист. Вывод Кони: алчность, халатность, безответственность. Все предприниматели и чиновники должны были пойти под суд. Но царь освободил от ответственности всех виновных.

Анатолий Федорович подал в отставку. Позже Кони занимал еще много высоких должностей, на его глазах разрушилась Российская империя. Чекисты даже задержали судью в 1919 году, но через сутки отпустили с извинениями. В последние годы жизни Кони помогал новой судебной власти и читал лекции. Скончался лучший судья конца XIX века в 1927 году от воспаления легких в возрасте 83 лет.