Неуловимый «Микоян». Как советский ледокол Гитлера обманул

«АиФ» нашёл родных непосредственного участника тех событий - ленинградца Алексея Голубкова, которые помогли нам восстановить картину тех суровых дней.

   
   

Зачем это было нужно?

Легендарный морской поход ледокола «Анастас Микоян» начался 26 августа 1941 года из черноморского города Николаев. Там и было построено это уникальное по тем временам судно. Фашисты вовсю наступали, и советское руководство поняло стратегическое значение Северного морского пути. В начале войны Сталин принял решение вывести «Микоян» из Чёрного моря и направить на Чукотку - страна нуждалась в ледоколах в Арктике для доставки военных грузов. 

За полтора года морякам предстояло пересечь четыре океана, уходить от немецких подводных лодок, выживать в шторма и в итоге прибыть в порт Северодвинска. Задача перед экипажем стояла практически невыполнимая.

Алексей Ионович Голубков служил на легендарном судне простым матросом. Команду для опасного плавания по документам и фотографиям отбирал лично Верховный главнокомандующий, утверждая в экипаж только самых проверенных моряков. Когда объявили набор на «Микоян», Голубков вызвался добровольцем. Сегодня его дочь Елена хранит уникальные записи, которые он вёл. Они помогают лучше понять, как проходило опасное
путешествие.

Кто спас от рифов?

Так, у острова Родос корабль поджидали турецкие военные. Командир судна Сергей Сергеев получил чёткие указания: «Ледокол не должен попасть в лапы врага, в плен не сдаваться».

- Папа рассказывал, что все полтора года плавания экипаж понимал, что в любой момент может погибнуть, - вспоминает Елена Голубкова. - На их судно охотился весь морской и подводный немецкий флот. Существовал личный приказ Гитлера - захватить или потопить «Анастас Микоян». В архивах фашистской разведки позже были обнаружены шифровки адмирала Канариса и генерала фон Папена: «Фюрер приказал пленить крейсер и команду. При невозможности пленения -
утопить».

Фактически этот приказ был приговором для отважных моряков. Вскоре Гитлер получил отчёт от Канариса: «Крейсер уничтожен у острова Родос торпедоносной авиацией и военными кораблями великой Германии». 

   
   

Каково же было удивление английских моряков, когда невредимый «Микоян» вошёл в порт Фамагусты на Кипре! Дальше путь ледокола лежал через Суэцкий канал и Индийский океан. Чтобы придать грозный вид кораблю, моряки соорудили на его палубах макеты орудий из брёвен и брезента.

- Отец часто вспоминал, что у острова Мадагаскар произошло настоящее чудо! - вспоминает дочь. - В очередном порту «Микояну» было отказано в предоставлении местного лоцмана. А те воды были полны мелких островов и отмелей. Капитан решил продолжать путь на свой страх и риск. И вдруг к судну прибился дельфин, который плыл впереди и лавировал между рифами. Фактически он спас команду!

Почти всё время в пути экипаж из 132 моряков голодал. В большинстве городов Африки, Азии, Южной Америки советскому судну запрещали заходить в порты. Лишь в южно африканском Кейптауне ледокол с нетерпением ждали. Местные журналисты жаждали узнать подробности о героическом, полном опасности рейсе.

- Самые тяжёлые испытания выпали во время перехода по Атлантическому океану, - продолжает рассказ Елена. - Дело в том, что «Микоян» был сконструирован в форме яйца, чтобы с помощью собственного веса колоть лёд. Для пребывания в открытом океане он был попросту не предназначен. Ледокол попал в 17-дневный шторм. Волны были такие мощные, а качка такая сильная, что с корнем отрывало многотонные металлические двери! Папа рассказывал, что почти все не могли даже встать. И лишь некоторые продолжали управлять судном. 

Запомнились также короткая остановка в уругвайском Монтевидео и новый переход через мыс Горн. В пути пришлось запутывать следы, чтобы обмануть немецкие подлодки, рыскавшие в этом регионе. Капитан даже отправил несколько незашифрованных радиограмм, что корабль следует курсом на Нью-Йорк, а на самом деле отправился на юг, огибая Южную Америку. Летом 1942 года «Микоян» прибыл в порт Сиэтла.

- Советский экипаж встречали как национальных героев! В порту собралась многотысячная толпа, папа выступил на митинге от имени советских моряков. После пламенной речи его долго качали и подбрасывали в небо.

На транспарантах американских рабочих было написано: «Смерть фашизму», «Да здравствует мировая революция», «Вы - русские - наши освободители. Слава Советской стране!». Американцы помогли отремонтировать судно, установили пушки и зенитки, накормили изголодавшихся моряков и вдоволь обеспечили продовольствием.

Почему не дали «героев»?

В августе 1942 года «Микоян» прибыл в бухту Провидения в Беринговом море. Не дав морякам как следует отдохнуть, пришёл приказ: сопровождать 19 торговых судов Северным морским путём. За короткий промежуток времени «Микоян» совершил несколько рейсов по Ледовитому океану, расчищая путь для караванов и одиночных судов. 

В декабре 1942-го ледокол попал в минные заграждения, расставленные немцами, и подорвался на мине. Судно получило несколько пробоин, были повреждены рулевая машина и машинное отделение. Экипаж ремонтировал корабль прямо во льдах. 21 декабря того же года «Микоян» вошёл в порт Молотовска, ныне Северодвинска. А в судовом журнале появилась запись: «Пересекли 42-й градус восточной долготы». Это означало, что корабль совершил полное кругосветное путешествие!

Весь экипаж получил месячный отпуск и строгий приказ - о кругосветке не рассказывать под страхом смерти. Вплоть до конца 50-х годов операция была засекречена, даже родные Алексея Голубкова не знали о его героическом подвиге. Позже он рассказывал, что видел списки команды, в полном составе представленной к званию Героев Советского Союза. Но из-за подковёрных игр морского командования приказ был отменён.

Алексей Ионович трудился после войны на ленинградском заводе, строил корабли и морское оборудование. В 1966 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. О нём помнили. В 60-е его фотографию показали по Центральному телевидению в передаче «О героях и подвигах». Диктор сказал: «Вглядитесь, запомните этого человека - Голубкова Алексея Ионовича. Сколько раз вы его увидите на улицах городов, столько раз и поклонитесь ему за его боевые и трудовые подвиги на благо Родины и советских людей!»