Операция на ощупь. Как хирург Леонид Рогозов вырезал сам себе аппендикс

Выполнять операцию ночью 30 апреля 1961 года хирургу помогали метеоролог и инженер-механик. © / diletant.ru

27-летний доктор участвовал в Антарктической экспедиции. В 1961 году на станции Новолазаревская зимовали 13 ученых. На четвертый месяц экспедиции Рогозов заболел: слабость, тошнота, повышенная температура и боли внизу живота. Хирург сразу понял, что это острый аппендицит. В результате он сумел провести уникальную операцию  - сам себе вырезать отросток.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает историю, которая произошла в Антарктиде 29 апреля 1961 года. 

В Антарктиду добровольцем

Сегодня аппендицитом никого не удивить и не напугать. Медики считают эту операцию простой и выполняют ее за несколько десятков минут. Но как ее сделать, когда в распоряжении доктора нет специальной операционной и инструментов? Леониду Рогозову это удалось в тяжелейших условиях на антарктической станции Новолазаревская. Он сам взялся за удаление себе аппендикса, а ассистировал ему неподготовленный метеоролог.

Будущий хирург родился в семье простых рабочих в далеком Забайкалье. После окончания семи классов мальчишка поступил в ремесленное училище. Но работа горного мастера его не привлекала, поэтому Леонид вернулся в школу. Затем последовали армия и поездка к старшему брату в Ленинград. Город так полюбился Рогозову, что он во что бы то ни стало решил здесь остаться. Он с легкостью поступил в Ленинградский педиатрический мединститут.  

5 ноября 1960 года Леонид Рогозов отбыл в Антарктиду. Фото: Commons.wikimedia.org

После окончания вуза молодой специалист узнал о наборе добровольцев в 6-ю Советскую антарктическую экспедицию. 5 ноября 1960 года он отбыл на самый холодный материк. Кроме своей основной должности Рогозов исполнял обязанности метеоролога и водителя. Через 4 месяца произошло событие, которое сделало 27-летнего хирурга известным на весь мир.

29 апреля Рогозов почувствовал у себя тревожные симптомы: тошноту, слабость, повышенную температуру и боли внизу живота. Сразу понял – это острый аппендицит. Ни на одной из ближайших антарктических станций не было самолёта, да и плохие погодные условия всё равно не позволили бы выполнить полёт на Новолазаревскую, находящуюся в 80 км от берега. Для того, чтобы спасти жизнь заболевшего полярника, необходима была срочная операция на месте. И единственным выходом в сложившейся ситуации было делать операцию самому себе.

Операцию запланировали в ночь с 29 на 30 апреля. Помогать хирургу вызвались метеоролог, который должен был подавать инструменты, и инженер-механик, который держал зеркало рядом с разрезом. Еще один человек дежурил рядом на случай, если кому-то из ассистентов станет плохо.

   
   

Лежа, Рогозов сделал себе обезболивающий укол, затем 12-сантиметровый надрез в правой подвздошной области. Иногда хирург смотрел в зеркало, но больше действовал на ощупь. Ему удалось удалить воспаленный аппендикс и ввести в брюшную полость антибиотик. Через 45 минут почувствовал слабость, поэтому остальную операцию пришлось делать с перерывами на отдых. В целом операция длилась около 1 часа 45 минут. Врач сумел дотерпеть, не потерять сознание и самостоятельно наложить швы. Когда понял, что дело сделано, дал указание ассистентам убрать операционную, принял снотворное и уснул. Через 5 суток температура нормализовалась, еще через 2 дня швы были сняты.

В холоде скальпелем

Позже, в «Информационном бюллетене Советской Антарктической экспедиции» Леонид Рогозов вспоминал:

«Я не позволял себе думать ни о чём, кроме дела... В случае, если бы я потерял сознание, Саша Артемьев сделал бы мне инъекцию — я дал ему шприц и показал, как это делается... Мои бедные ассистенты! В последнюю минуту я посмотрел на них: они стояли в белых халатах и сами были белее белого. Я тоже был испуган. Но затем я взял иглу с новокаином и сделал себе первую инъекцию. Каким-то образом я автоматически переключился в режим оперирования, и с этого момента я не замечал ничего иного».

Помогать хирургу вызвались метеоролог, который должен был подавать инструменты и инженер-механик, который держал зеркало рядом с разрезом. Фото: diletant.ru

В 1962 году экспедиция вернулась в Ленинград. Рогозов стал знаменитым, в Советском Союзе говорили о двух событиях: о полете Юрия Гагарина в космос и об операции на себе Леонида Рогозова. В 1963 году об этом подвиге написал песню Владимир Высоцкий:

Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, —
Он в холоде сам себе скальпелем
Там вырезает аппендикс.

Всю оставшуюся жизнь Леонид Иванович работал врачом-хирургом в Ленинграде. 14 лет был заведующим отделением хирургии лимфоабдоминального туберкулеза Петербургского НИИ физиопульмонологии. Неоднократно заносился в книги рекордов СССР и России. Ведь история мировой медицины знает не так уж много случаев, когда врачам удавалось благополучно провести себе операцию. Даже спустя пятьдесят пять лет операцию Леонида Рогозова включают в пятёрку самых уникальных подобных случаев.

Умер он 21 сентября 2000 года в возрасте 66 лет от осложнений после операции в связи с раком желудка. Похоронен на Ковалевском кладбище Санкт-Петербурга.

В музее Арктики и Антарктики этой уникальной операции и мужественному хирургу Леониду Рогозову посвящен небольшой стенд. На маленькой полочке на 2-м этаже хранятся инструменты, которыми провёл себе операцию ленинградский врач.