Остров, открытый для всех. Кронштадт станет частью «Серебряного ожерелья»

Город на острове изменился, круто вписавшись в гражданскую жизнь, влившись в огромный мегаполис с открытием кольцевой, проходящей через дамбу, став важным морским и сухопутным логистическим звеном Северо-Запада. Остров Котлин рассматривается как площадка для крупнейших проектов. О том, каким должен быть к ним подход, и как при этом сохранить атмосферу островного уюта и гармонии, рассказал Василий Пониделко, глава администрации Кронштадтского района.

   
   

Западный ветер

- С открытием Морского собора поток туристов в Кронштадт увеличился. Стало очевидно, что появилась новая точка притяжения, интерес огромен. Как район собирается использовать его, и каким вы видите развитие туристического направления?

Василий Пониделко: - Действительно, Морской собор стал доминантой туристического Кронштадта. Необходимо создавать условия, чтобы туристы, приезжая в Кронштадт, оставались здесь не на два часа, а больше. Но чтобы гости не создавали неудобства жителям. Здесь требуется модернизация дорожной сети, создание дорог-дублёров, строительство второй части развязки, которая соединит западную часть острова с кольцевой дорогой. Это системная работа, тесно связанная с планами развития туризма. Мы работаем в контакте с комитетом по туризму, готовятся совместные программы новых туристических маршрутов, такие, как «Серебряное ожерелье», посвящённые пригородам Петербурга, так называемые красные маршруты - по местам революционных событий, что у многих вызывает интерес. Активно развивается спортивный туризм, поскольку у нас одно из лучших мест для занятий водными видами спорта - хороший берег, хороший западный ветер. 

- А где этот берег?

- Речь идёт о западной части острова Котлин, где природный заказник. И ещё есть земельный участок 150 гектаров, отведённый под строительство Объединённой судостроительной корпорации, который облюбовали кайтеры.

Кадетский корпус

- Как получается, что крупные проекты, планировавшиеся на территории острова, не реализуются? О переносе Адмиралтейских верфей уже не говорят, решение о создании Военного учебно-научного центра в Кронштадте тоже не выполняется.

- Вы говорите о многомиллиардных проектах. И подход к ним должен быть соответствующий, с чётким пониманием, как реализовать и как эксплуатировать. Безусловно, доковое Адмиралтейство, Обводный канал Кронштадта - всё это будет вовлечено в хозяйственный оборот, хотя потребуются серьёзные инвестиции. Сейчас можно говорить о том, что удалось, - о кадетском корпусе, который является гордостью Кронштадта, где большой конкурс при поступлении и хорошо сформированный преподавательский состав. Это пример не искусственно созданной ситуации. Для перевода в Кронштадт других военных учебных заведений необходимо подготовить базу, исходя из экономических соображений, - создать условия для обучения, просчитать, кто будет учиться, а кто станет учить. Такие вопросы требуют системного подхода. Сейчас мы работаем над тем, чтобы открыть профессионально-техническое училище в Доме трудолюбия Иоанна Кронштадтского. И эта точка не искусственно создана. Там будут обучать специальностям, востребованным на рынке. Например, на Морском заводе огромная потребность в судостроителях и судоремонтниках. Сегодня там трудятся 300 рабочих, а нужна тысяча человек и более при увеличении мощностей. И скоро войдёт в эксплуатацию самый глубоководный порт Балтики - «Бронка», где до 2025 года планируется открыть четыре тысячи рабочих мест. Это реальные вещи, экономически обоснованные, продиктованные жизнью.

   
   

- Значит, в Кронштадте молодые люди смогут заработать на жизнь?

- Мы будем готовить наших школьников, чётко рисуя им перспективу. Появление порта всегда влечёт за собой развитие сопутствующей инфраструктуры для обслуживания потока приходящих грузов. У ребят есть шансы получить хорошую работу, связанную с современным и высокотехнологичным производством. 

Обводный канал в центре Кронштадта. Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

Паспорт

- Что будет со зданиями бывших военных городков, где располагались военные части, и которые Министерство обороны передало городу?

- Многие из них являются памятниками регионального и федерального значения. Поэтому, чтобы решить, как их можно приспособить, необходимо проведение историко-культурной экспертизы силами специалистов КГИОП, нужна финансовая оценка объектов и их ремонта. После этого можно будет создать некий паспорт каждого городка, определяющий условия его восстановления, как культурно-исторического объекта, и допустимые варианты приспособления. Тогда будет легче разговаривать с инвестором. Он появится тогда, когда будут чётко определены условия использования объектов. 

- Что с ними сейчас?

- Совместно с КГИОП мы подготовили расчёты на содержание военных городков. На 2016 год потребуется около 60 миллионов рублей на консервацию и охрану. Ведь многие из этих исторических зданий мы получили в полуразрушенном виде.

 Фото: Администрация Санкт-Петербурга

Комфортное проживание

- Как реализуется концепция «умного» города?

- Что такое умный город? Это значит комфортный для проживания, технологичный, безопасный, с возможностью предупреждения любых попыток нарушить этот комфорт и порядок. Что из элементов, составляющих концепцию, имеем сегодня? Прежде всего, комплекс защитных сооружений от наводнений, дорогу, связавшую северный берег с южным. «Умную» дорогу, высокоскоростную, обеспечивающую связь с Большой землёй. Следующий необходимый момент - современные инженерные коммуникации, составляющие основу городского хозяйства, определяющие его бесперебойную работу и всю жизнедеятельность района. У города должен быть крепкий «скелет», состоящий из надёжного тепло- и энергоснабжения. 

- Как вы его обеспечиваете?

- Проведена огромная работа по модернизации энергетической системы района, включая энергоподстанции и прокладку новых силовых кабельных линий. Работа ещё продолжается. Что касается теплообеспечения, то активно меняются трубы на тепловых магистралях, в том числе на внутриквартальных. Крепкий скелет должен быть снабжён системой безопасности различного уровня, начиная от датчиков подтопления, заканчивая элементами энергосбережения. Это уже дополнительные опции, приложение к главному. Но если говорить о старой части города, которая требует капитальных ремонтов и модернизации, то большой вопрос, будут ли её жители считать, что живут в умном городе? Несмотря на всю энергоустойчивость… 

Фото: Администрация Санкт-Петербурга

Без небоскрёбов

- Где на острове может развернуться новое жилищное строительство?

- Точно не в старом городе. Здесь мы можем только реконструировать и приспосабливать объекты старого фонда. В 2017 году будет реализован проект на Коммунистической, 5, по программе «Молодёжи - доступное жильё». Для реализации этой же программы готовятся здания на улице Красной, 8, - корпуса 1 и 2. Что касается новых территорий для комплексного строительства, то, на мой взгляд, для этих целей подойдут 47 гектаров намывных земель, примыкающих к дамбе, появившиеся в результате её сооружения. Эти территории могут стать площадкой для нового строительства. 

- А образовавшиеся болота рядом?

- Это обмелевшая часть Финского залива, которая была частично засыпана грунтом при сооружении КЗС. С ней предстоит что-то делать, поскольку дамба изменила экологическую обстановку, и мы должны соответствовать этим изменениям. С точки зрения развития, эти места могут стать частью площадки для реализации комплексного строительства. При этом новые проекты не должны нарушить сложившуюся атмосферу уюта и комфорта проживания, свойственных Кронштадту. Нельзя грубо врываться в неё с проектами возведения, допустим, небоскрёбов. Здесь всё должно быть гармонично.