Опасный прецедент? Почему суд обязал суррогатную мать отдать малышей

Судья признала действия суррогатной матери недобросовестными, а её материальные возможности - не отвечающими интересам близнецов. © / pixabay.com

Развязка конфликта между суррогатной матерью Татьяной Суздалевой и биологическими родителями - семейной парой Фроловых из Санкт-Петербурга - близится к завершению. На днях Городской суд оставил в силе решение суда первой инстанции и обязал Суздалеву вернуть близнецов генетическим родителям. 

   
   

Кандидат № 26-10

Марина и Сергей Фроловы прибегли к услугам суррогатной матери в 2015 году при помощи известной клиники. Однако встретиться с ней самой паре тогда не разрешили - после заочного одобрения объявили только номер.

В назначенный срок «кандидату № 26-10» провели процедуру ЭКО - прижились сразу два эмбриона, и Фроловым объявили о двойне. Однако незадолго до родов петербуржцев вызвали в клинику и заявили, что беременная женщина угрожает выходом из «программы» и просит либо доплатить за второй эмбрион, либо удалить его.

При этом по условиям договора в случае многоплодной беременности ей полагалась компенсация, но сумма показалась слишком маленькой. Новоявленная мать просила 50% сверх суммы, то есть 750 тысяч - столько же, сколько за одного ребёнка. Итого - 1,5 млн вместо 900 тысяч.

Борьба не закончилась

Фроловы не согласились с требованиями и подали в суд, после чего женщина пропала: сменила адрес, не посещала врачей. Малыши появились на свет в июне 2016 года, Татьяна Суздалева получила на мальчиков свидетельства о рождении, вписав в качестве родителей себя и мужа. И начала собирать документы, чтобы улучшить свои жилищные условия: переехать из коммунальной квартиры в отдельную. Теперь как семья, имеющая четырёх детей (двое родных), они с мужем в первую очередь имеют право на получение жилплощади. 

Справка
Генетически ребёнок с суррогатной матерью никак не связан, поскольку по закону она не может быть одновременно и донором яйцеклетки.

На суде женщина заявила, что детей не отдаст: «Я вынашивала и родила мальчиков, и по закону я их мать. А биологические родители потеряли не детей, а только мечту о них», - сказала она.

Судья признала действия суррогатной матери недобросовестными, а её материальные возможности - не отвечающими интересам близнецов. Однако ответчица подала заявление на обжалование.

   
   

И вот 21 февраля 2017 года Горсуд оставил в силе решение суда первой инстанции. Свидетельство о рождении, которое оформила Суздалева, считается недействительным.

Как рассказала адвокат семьи Фроловых Ксения Иванова, решение в пользу генетических родителей стало беспрецедентным в России. При его вынесении судья опиралась, скорее, на нормы международного права. Так как до этого суды в нашей стране становились на сторону суррогатных матерей.

«Несмотря на то, что решение уже вступило в силу, суррогатная мать не хочет отдавать детей генетическим родителям и не пускает их в квартиру, - поясняет адвокат. - Мы очень надеемся на благоразумие Татьяны. Иначе будем забирать малышей с помощью судебных приставов и привлекать её к уголовной ответственности за неисполнение решения суда».

«Горсуд создал опасный прецедент и обошёл российское законодательство, - считает защитник ответчицы Игорь Абалов. - Мы дойдём до Верховного суда, до Европейского суда по правам человека - Татьяна выносила и родила этих детей. Она будет бороться за них».

Свидетельство о рождении, которое оформила Суздалева, считается недействительным. Фото: АиФ/ Валентина Варцаба

Мнение эксперта

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребёнка в СПб:

- Пока в законодательстве нет чётких норм, такие печальные истории будут повторяться. Правоотношения между биологическими родителями и женщиной, вынашивающей их ребёнка, регулируются договором, притом каждая из сторон может практически безнаказанно нарушить его условия. Были случаи, когда и биологические родители отказывались забирать своего малыша. Во многих европейских странах суррогатное материнство запрещено - во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, некоторых штатах США. В последнее время и у нас растёт количество тех, кто считает, что это - своего рода торговля детьми. К сожалению, ситуация, произошедшая у нас, лишний раз подтверждает эту точку зрения. Я вижу два пути решения проблемы: конкретизировать законодательство или полностью отменить суррогатное материнство на коммерческой основе.