По прозвищу «Дипломат». Как капитан «Варяга» покорил японцев мужеством

Ровно 160 лет назад 31 августа в одном из нынешних микрорайонов Риги в семье героя русско-турецкой войны, капитана I ранга Федора Руднева родился сын, которого назвали Всеволодом. Ему предстояло пройти службу на 17 кораблях и трижды обогнуть Землю, чтобы прославиться в качестве командира легендарного крейсера «Варяг».

   
   

К юбилею контр-адмирала Руднева SPB.AIF.RU рассказывает, как складывалась жизнь этого человека, своим мужеством восхитившего военных противников.

Продолжатель династии

Тяга к морю была у Рудневых в крови: отец будущего контр-адмирала участвовал в битвах в Черном, Средиземном и Адриатическом морях, а один из его предков матрос Семен Руднев получил по указу Петра Великого офицерский чин за храбрость в бою под Азовом.

Когда отец умер, Всеволоду было девять лет, с матерью он переехал в Любань (сегодня город входит в состав Тосненского района Ленобласти) и окончил там гимназию.

Всеволод Руднев в 1904 году. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1872 году Руднев поступил в Морское училище (бывший Морской кадетский корпус) – единственное на тот момент учебное заведение в России, которое готовило офицеров ВМФ. В память о боевых заслугах его отца государство оплатило его обучение, поощряя желание Всеволода продолжить династическое занятие.

Еще во время учебы в училище Руднев совершал плавания по Балтийскому морю, а после выпуска в 1876 году получил Нахимовскую премию и звание гардемарина, после чего поступил простым матросом на учебный фрегат «Петропавловск». Дальнейшая карьера моряка складывалась вполне благополучно: на флоте его талант оценили, уже через четыре года он на крейсере «Африка» совершил кругосветное путешествие, которое потом опишет в книге «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880—1883 годах».

В 1888 году, когда русский флот получил первый паровой военный корабль «Петр Великий», пригнать его из судостроительной верфи во Франции поручили Рудневу. В том же году Руднев женился на Марии Шван, дочери капитана I ранга и героя обороны Севастополя Николая Швана.

   
   

В последующие годы Руднев командовал броненосцами, миноносцами, канонерской лодкой, еще раз обогнул земной шар, пока в 1900 году не стал старшим помощником командира порта в Порт-Артуре, который был базой первой Тихоокеанской эскадры. Назначение это энтузиазма у Руднева не вызвало, но он работал добросовестно и в 1901 году получил звание капитана I ранга.

Дело жизни

Когда угроза русско-японской войны стала очевидной, Николай II поддержал идею направить «Варяга», построенного в США в 1899 году, в Чемульпо для «дипломатического престижа русской миссии в Корее». «Желательно, чтобы японцы, а не мы открыли военные действия. Поэтому если они не начнут действия против нас, то Вы не должны препятствовать их высадке в Южную Корею», — писал император дальневосточному наместнику Е.И. Алексееву.

Изначально "Варяг" был белым, но Руднев велел его перекрасить для камуфляжа. Фото: Public Domain

Судно нового поколения со множеством технических новшеств было призвано наводить на врага суеверный страх, чему, похоже, должна была способствовать окраска борта. Белоснежный крейсер быстро стал легендой в западной прессе, где его сравнивали с «Летучим голландцем» – о таинственном русском корабле писали, что он может развивать невероятную скорость и сохранять при этом высокую маневренность.

Лучшей кандидатуры на должность командира, чем Руднев, найти было нельзя – еще с кадетских лет он имел прозвище «Дипломат», славился широтой политического кругозора, блестяще владел искусством полемики, имел репутацию тонкого психолога. 

Руднев, назначенный командовать судном в 1902 году, за год вымуштровал команду и полностью освоил технические премудрости нового корабля. Однако первое, что он сделал – лишил крейсер белизны и величия, велев перекрасить его в невзрачный темно-серый цвет. На многих открытках и картинах о войне «Варяг» изображен белым, потому что многие художники запомнили корабль еще в его довоенной расцветке.

Несмотря на планы императора, судьба распорядилась иначе, и величественный «Варяг» вместо того, чтобы демонстративно стоять на якоре, оказался в центре одного из самых известных сражений в истории.

Противник, склонивший голову

24 января 1904 года дипломатические отношения между Японией и Россией были разорваны, страны фактические перешли в состояние войны. Спустя два дня эскадра японского контр-адмирала Уриу высадила десант, окружив Чемульпо. Руднев не торопил события, помня наставления из Петербурга – лишний раз «не дергаться». Однако японцы на переговоры не шли, требовали у россиян покинуть Сеул, после чего заблокировали выход из Чемульпо для «Варяга» и канонерской лодки «Кореец».

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. Фото: www.russianlook.com

27 января Руднев получил ультиматум: японцы были готовы в тот же день атаковать русских даже несмотря на то, что в нейтральных водах порта были другие, не военные корабли.

Капитан  «Варяга» согласился выйти в открытое море и принять сражение. Свою команду он призвал сражаться до последней капли крови и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю», - инструктировал он своих людей.

«Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает», - эти строки из песни стали эхом наставлений командира Руднева. Иностранные суда, стоявшие в Чемульпо, провожали «Варяг» гимном «Боже, царя храни» и восторженными возгласами.

Японская эскадра составляла шесть крейсеров и восемь миноносцев. Адмирал Уриу предложил Рудневу капитулировать, но русский крейсер молча приблизился к флагманскому японскому кораблю и сделал прицельный выстрел.

Этот бой длился час, за это время «Варяг» выпустил 1105 снарядов, в то время как вся японская эскадра сделала лишь около 500 выстрелов. При этом «Варяг» успевал искусно маневрировать между кораблями под прикрытием «Корейца». Пробравшись к открытому пути на Порт-Артур сквозь вражескую эскадру, «Варяг», к ужасу японцев, развернулся и пошел на сближение и еще раз прорвался с боем сквозь вереницу кораблей.

Вернувшись в нейтральные воды, Руднев сам затопил «Варяг» и велел взорвать «Кореец» - крейсер получил множество пробоин и лишился почти всей артиллерии.

Не дал победить

«По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер “Асама”, который ушел в док. Также пострадал крейсер “Такачихо”, получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но доругой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер “Такачихо” затонул в море. Миноносец затонул во время боя. Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду», - писал Всеволод Руднев в своем отчете.

Вернувшись в Россию, он получил звание контр-адмирала и орден святого Георгия IV степени. Композитор Цезарь Кюи написал музыку к специальному песнопению «“Варяг” идет свершить свой подвиг славный...», а скульптор К.Казбек создал композицию-мемориал «Прощание В.Ф. Руднева с “Варягом”». После появилось бесчисленное множество произведений искусства, описывающих подвиг «Варяга», хотя крейсер, конечно, нельзя назвать победителем схватки. Впрочем, главной дипломатической своей цели Руднев достиг – «не дал японцам одержать победу».

Японцы же, для которых война – больше искусство, чем способ установления власти, оценили выдержку и мужество русского офицера. В 1907 году, спустя два года после увольнения Руднева в отставку, японский император Муцухито направил ему орден Восходящего солнца II степени. Первым из россиян удостоившись этой награды, Руднев ордена из рук бывшего противника не отверг, но никогда его не надевал. Еще шесть лет спустя в возрасте 57 лет контр-адмирал Руднев умер в своей усадьбе в деревне Мышенки в Заокском районе. Похоронили его у церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино.