Снимки, представленные на выставке «Братья Хенкины. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов», для историков сродни кладу. Два брата фотографировали улицы, приятелей, родных, прохожих в Советском Союзе и Германии. В 1938-м ушёл из жизни старший – Евгений: он был расстрелян. В 1941-м погиб на Ленинградском фронте младший – Яков. Фотографический архив Хенкиных – нераскрытый, непроявленный, хранился многие десятилетия у родственников. В начале 2000-х негативами заинтересовалась внучка Якова – Ольга Маслова-Вальтер. Она выяснила, что на поблёкших плёнках запечатлена целая эпоха – более 7 тысяч кадров, иллюстрирующих жизнь города на Неве и Берлина предвоенного времени. В нынешнем году фотолетопись впервые увидела своего зрителя.
Тонкий вкус и чутьё
На выставке представлено 142 снимка. Большинство подписаны и идентифицированы – город, место. Какие-то остались неназванными. И берлинская, и ленинградская серия удивительным образом перекликаются: отдыхающая молодежь, дети, военные, демонстрации, транспорт, отдых.
«При отборе мы постарались представить разные жанры, – рассказывает куратор выставки, руководитель отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. – Портрет. Пейзаж. Жанровый снимок. Семейный. Животные. Курьёзы. Примечательной особенностью обеих коллекций является неформальный взгляд на действительность, отсутствие любой идеологичности. В 30-е годы фотография в обеих странах была частью официальной культуры. Любительских, «непарадных» работ, способных в такой широте охватить полтора десятилетия, до нас практически не дошло. А тут мы имеем удивительную возможность увидеть жизнь такой какой она была – непосредственной, подлинной».
Ещё одной характерной чертой фоторабот, по словам Дмитрия, является их несомненная художественная ценность. Оба брата, несмотря на свой любительской статус, обладали вкусом и чётьём. В каждом случае можно заметить выстроенную композицию, внимательное отношение к свету, острый взгляд. Например, на одном из фото пойман яркий момент, когда вратарь «Зенита» (только-только родившейся команды) ловит в воротах мяч. У художника был только один щелчок камеры – и он сумел поймать момент, полный эмоции и динамики. Удачей такое пропадание не назовёшь.
Безмятежные лица
Обращает на себя внимание и эмоциональность снимков – светящиеся, беззаботные, безмятежные лица. И улыбки, улыбки.
«Это последние такие улыбки, - говорит Дмитрий Озерков. – В них нет ни черты тревожности, ни предчувствия надвигающейся беды. И в этом тоже уникальность найденных документов. После войны таких лиц уже не будет».
Среди снимков – целующаяся пара у Итальянского моста. Офицеры РККА на лавочке в центре города. Богемная молодёжь на балконе Елагиноостровского дворца. Дети на балконе в центре Берлина. Немецкие школьники, которые лепят песчаный корабль с именем Hitler. Матч на стадионе имени Ленина – будущем «Петровском». Футбольная схватка в Коломягах – на заднем фоне видны маковки храма Дмитрия Солунского. Спуск байдарок на воду у стадиона «Динамо». Перевозка немецкой семьёй на лошадиной повозке лодки. Отдыхающие на траве ленинградцы-демонстранты. Годовалый малыш на земле, вглядывающийся в камеру.
Тяжёлая судьба
Многие из фотографий ленинградской серии представляют большой исторический интерес – их ещё предстоит внимательно исследовать. В коллекции представлены целые пласты жизни Северной столицы 80-летней давности – от становления советского спорта до повседневного быта молодых людей.
О судьбе братьев Хенкиных до недавних пор было почти ничего не известно. С помощью архивных данных, домовых книг, сайтов «Мемориал» и «Возвращённые имена», Ольга Маслова-Вальтер установила, что оба они родились в Ростове-на-Дону. Евгений – в 1900 году, Яков – в 1903-м, ещё через три года появилась на свет их сестра Софья. Отец братьев – Александр – был фабрикантом. В 1920-х, после смерти родителей, младшие перебрались в Ленинград, а старший – в Германию.
В Берлине Евгений учился в техническом вузе, играл на терменвоксе: афиши собственных выступлений он зафиксировал на некоторых фото. В 1938-м вернувшись в родную страну, был осуждён и расстрелян, как шпион. Яков работал в Ленинграде экономистом. В 1941-м он отправился добровольцем на фронт, и вскоре погиб, как и брат, в возрасте 38 лет.
Выставку можно увидеть в Белом зале современного искусства Главного штаба до 24 сентября.