Привести в парадный вид. Как волонтёры реставрируют дома Петербурга

Жильцы, к сожалению, редко присоединяются к работе. © / Из личного архива героев публикации.

Санкт-Петербург – не только культурная, но и архитектурная столица России. Такого количества домов-памятников нет ни в одном городе нашей страны, а наткнуться на уникальный фасад, древний камин или плитку, которая помнит туфельки барышень XIX века, проще простого.

   
   

Однако наслаждаться стариной мало – важно ещё сохранить это богатство. Помогают добровольцы.

Делать самим

В России немало организаций, которые должны сохранять историческое наследие, это и Министерство культуры, и профильные комитеты. Но волонтёры фонда «Внимание» отмечают: важно и пропагандировать научный реставрационный подход, рассказывать людям о том, как работать с наследием.

«Наш фонд был создан в 2018 году именно с этой целью – показать людям, что каждый может улучшить среду вокруг себя и сохранить наследие, – рассказала координатор проектов фонда и волонтёрских акций в Санкт-Петербурге Марика Шашко. – Не надо ждать, что кто-то придёт и отмоет вашу плитку от грязи – начинайте сами! Тем более что ждать можно долго, ведь архитектурных объектов много, но ресурсов всегда не хватает. Фонд помогает не только в Северной столице, но также в Москве и Ростове-на-Дону, а география проектов уходит далеко на восток».

Например, один из проектов, которыми гордятся добровольцы «Внимания», это реставрация исторических входных дверей дома Романова на Суворовском проспекте. Марика Шашко отмечает, что данная работа – яркий образец того, как нужно работать с историческим наследием. Вековая дверь находится в отличном состоянии и покрыта лаком, что даёт возможность увидеть всю её историю.

Сейчас волонтёры завершают работы в доме Бака – реставраторы уже остеклили внешние створки входной двери. К слову, этот дом недалеко от метро «Чернышевская» – один из самых любимых объектов волонтёров. Недавно здесь проводили мастер-класс по очистке мрамора, одного из самых нежных материалов.

   
   

Готовить волонтёров

Важно отметить, что добровольцы фонда не занимаются реставрацией как таковой – для профессиональных работ нанимают реставраторов и платят им из денег-пожертвований фонда АНО. Не только профессиональные реставраторы нужны фонду, но и волонтёры: именно эти ребята занимаются пусть и простыми, но крайне важными вещами – приводят в порядок вековые печи и особым способом отмывают старинную плитку в парадной. Всем тонкостям обучают заранее.

«У нас почти 200 волонтёров, и поток желающих принять участие в работах только растёт, – продолжает Марика. – Учить реставрации наших добровольцев мы не можем, хотя рассказываем базовые вещи. Например, как правильно приводить в порядок плитку, что можно использовать, а каких инструментов следует избегать, чтобы не нанести вред. Эту инструкцию мы не скрываем, в наших соцсетях она есть, чтобы каждый мог воспользоваться ей и начать облагораживать свой дом».

Фото: Из личного архива героев публикации.

Бóльшая часть волонтёров фонда – это молодые парни и девушки от 20 до 35 лет, хотя есть и люди старшего поколения. Приводить в порядок особняки и доходные дома приходят программисты, маркетологи, дизайнеры, которым не всё равно, что будет с историческим наследием. Есть несколько студентов-реставраторов, практикующихся на объектах. Иногда к работе присоединяются и жильцы, правда, не так часто, как хотелось бы.

«Часто бывает, что во всей парадной только один активный житель, готовый взяться за работу, – рассказывает Марика Шашко. – Но изредка срабатывает эффект массовой работы: жильцы видят, что в парадной на полу копаются 15 человек, и хотят присоединиться. Такому мы всегда рады».

Утратить навсегда

К сожалению, не все люди радеют за состояние парадной, считая, что их ответственность заканчивается на пороге квартиры. А что за ней? Это работа управляющей организации, городских властей или кого-то ещё. Добровольцы фонда мечтают эту ситуацию изменить.

«Наша глобальная цель – показать людям, что ответственность за дом лежит и за границами квартиры. Это наша история, наше богатство, – говорит Марика. – Печально видеть, как некоторые ценности мы теряем. Недавно нам пришлось спасать остеклённую фрамугу дома на Большой Пушкарской улице. Бывший доходный дом Г. Ф. Ульянова – А. С. Савина был построен в 1909 году, является объектом культурного наследия регионального значения и был в списках на капитальный ремонт. В этом доме оригинальные двери утрачены ещё в нулевые, но столетние фрамуги сохранились. Несмотря на это, их демонтировали и заменили на новые. Это серьёзное нарушение, и чудо, что эти фрамуги не выбросили окончательно».

К слову, в Петербурге немало подобных ситуаций – например, в доме на Невском проспекте, 72, где сегодня находится редакция «АиФ», много лет назад уникальные деревянные двери были заменены на белые пластиковые. Куда делись те самые, исторические, к которым прикасались Сергей Есенин и Анна Ахматова, неизвестно.

«Почему так происходит? На это может быть несколько причин, – рассуждает Марика. – Кто-то придерживается принципа, что проще снести, чем реставрировать. Кому-то хочется осовременить свой дом, и он отдаёт предпочтение пластику. Мол, будут новенькие, чистенькие, современненькие двери и окна. А другие не до конца понимают, что двери на самом деле добротные и простоят ещё немало, просто на них несколько слоёв масляной краски и копоть. И сгнивший деревянный элемент легко вырезать и заменить на новый».

В планах добровольцев фонда немало амбициозных проектов. А ещё есть мечта взяться за реставрацию уникальной дачи или старинной усадьбы, которых вокруг Санкт-Петербурга немало.

Фото: Из личного архива героев публикации.

Как обратиться в фонд?

Заявок в фонде действительно много – это десятки обращений в месяц. К сожалению, волонтёры могут взяться не за каждый объект. Зато научить правильной работе с исторической плиткой или камином – вполне!

На сайте фонда есть форма подачи заявки – там нужно указать все возможные данные о доме и приложить фотографии. Сделать это может не только собственник дома, но и любой неравнодушный человек. Главное, чтобы заявка была от гражданина инициативного, который может не просто сообщить о необходимости реставрации или уборки, но и помочь, в том числе с построением грамотной коммуникации с собственниками. Ведь каким бы благим делом ни была реставрация, не все жильцы, увы, согласны с ней.

А что уже сохранили волонтёры?

  • Ковёр метлахской плитки в доходном доме Александрова;
  • деревянные таблички на Суворовском проспекте;
  • дореволюционную тамбурную дверь первой парадной на Старорусской улице;
  • уникальную дверь дома на Мытнинской улице;
  • легендарный камин в доме Романова;
  • старинную плитку в доме Осипова (на фото).

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.