Нам сложно представить, как жил блокадный Ленинград. За прошедшие годы опубликовано множество мемуаров и исторических исследований, анализирующих ситуацию в осажденном городе. Но даже если изучить абсолютно весь объем изданного, можно лишь приблизиться к пониманию того, что происходило в Ленинграде, что пришлось пережить его жителям и защитникам.
Особенное значение имеет задача сохранения памяти о тех, кто во время блокады старался сделать жизнь окружающих хотя бы чуточку лучше.
Мало кто знает о работе сберегательных касс в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Сложился странный стереотип о том, что финансовая жизнь в блокированном городе замерла, остановилась. Однако это - совсем не так.
В Ленинграде до войны работали 222 сберкассы. В июле 1941 года их количество было сокращено до 108, с 10 июля 1942 года – до 50. Сменился состав сотрудников – мужчины ушли на фронт, в штате касс остались преимущественно женщины. Судя по датам рождения, это были молодые женщины, выпускницы финансовых институтов и техникумов.
Главный офис – центральная касса Ленинграда - находился на набережной канала Грибоедова, д. 30/32. После того как в июле 1941 года ушел на фронт добровольцем начальник Управления Гострудсберкасс Виктор Иванович Карабеков, работу Управления возглавил 36 летний Александр Николаевич Смирнов.
Сохранившиеся в архивах документы свидетельствуют о буднях сотрудников сберегательных касс в блокаду, когда задачей операционных работников была не только работа с клиентами, но и решение множества бытовых проблем. Одним из таких видов деятельности являлась заготовка дров и поддержание тепла в помещениях касс. Зима 1941 – 1942 гг. была чрезвычайно холодной. У сотрудниц сберкасс замерзали чернила и девушкам приходилось вешать чернильницы на веревочках на шею и прятать на груди, под одеждой. Во всех отделениях появились печки-буржуйки.
В мирное время в Ленинград ежедневно поступало 120 железно-дорожных составов с топливом. Во время блокады их число резко сократилось. 24 декабря 1941 года Ленгорисполком разрешил снести все деревянные постройки. Порядок был таков: учреждению выделяли деревянный дом для распилки на окраине города (ближе к линии фронта), предоставляли грузовой транспорт, и организация направляла туда сотрудников. Назначен был такой «дом для распилки» и сберкассам. 23 марта 1942 года в соответствии с приказом № 35 по Управлению Гострудсберкасс и Госкредита была предписана разнарядка о выделении сотрудников «для распиловки и расколки дров» - 16 сотрудниц были командированы на это задание. Когда грузовик с девушками доехал до Выборгской стороны, где им нужно было раскатать деревянный домик, распилить и расколоть дрова и загрузить их на грузовик, стало очевидно, им это не под силу. Ситуацию спас отряд красноармейцев, оказавшийся неподалеку и пожалевший измученных усталостью и голодом сотрудниц. Совместными усилиями задача была выполнена.
Каждая сберкасса была оборудована радиоточкой или репродуктором. Налеты вражеской авиации на Ленинград начались 6 сентября 1941 года. За годы блокады сигнал раздавался 3091 раз. Когда начинала звучать сирена – сотрудники кассы должны были быстро завершить операции, отправить клиентов в ближайшее бомбоубежище и отправиться туда самим. Однако человек привыкает ко всему, чувство опасности притупляется. В убежище уходить перестали, убирали документы в сейф, а сами прятались под огромный стол, до тех пор, пока огромная авиабомба не упала рядом с флигелем, где была центральная сберкасса. В здании выбило все окна, осколками засыпало помещение и стол. Сотрудниц контузило. На столе уцелела чернильница, которую работники сберкассы сохранили на память. В 2002 году чернильница передана на хранение в Северо-Западный банк Сбербанка России.
Материал подготовлен при поддержке Северо-Западного банка ПАО Сбербанк.