«Радиация наступает!». Как петербуржцы спасались от «ядерного взрыва»

Информаторы сообщали даже о ядерном "грибе" в Ленобласти, но на самом деле никакого взрыва не было. © / Commons.wikimedia.org

21 мая 2008 года по Петербургу разнеслись слухи о крупной аварии на Ленинградской АЭС. Утром жители Северной столицы получили СМС-сообщения и электронные письма с информацией о том, что в атмосферу в большом количестве попали радиоактивные вещества. В городе началась настоящая паника: желая спасти себя и свои семьи от радиации, петербуржцы скупили в аптеках весь запас йода. В результате выяснилось, что тревога была ложной. Десятки людей попали в больницу с отравлением йодом. SPB.AIF.RU вспоминает события 14-летней давности.

   
   

Сообщения о ядерном взрыве

[left_article: 2343306 {title: Статья по теме}]Утром в среду 21 мая 2008 года жители Петербурга проснулись и стали собираться по своим делам – кто-то на работу, кто-то на учебу – когда вдруг на мобильные телефоны начали массово приходиться СМС-сообщения о выбросе радиоактивных веществ в атмосферу. Неизвестный отправитель извещал о том, что на Ленинградской АЭС якобы произошла крупная авария, и все немедленно должны предпринять меры, чтобы предотвратить заражение. Эта информация дублировалась на электронную почту, распространялась в социальных сетях. Некоторым жителям города поступали анонимные звонки. «Доброжелатель» представлялся другом сотрудника атомной электростанции и уверял, что сведения абсолютно достоверны.

«Я получила сразу пять сообщений на телефон с примерно одинаковым содержанием, - вспоминает жительница Северной столицы Елена Лейчонок. – Было написано, что на АЭС произошел взрыв, а в небе над Сосновым Бором якобы появился ядерный «гриб», что в регионе уже все готовятся к эвакуации. То же самое было в интернете, в соцсетях. Помню фразу: «Радиация наступает!». Я позвонила своим друзьям – оказалось, они получили такие же письма, причем некоторые были от знакомых людей. Ни у кого и сомнения не оставалось, что все это правда, и есть риск заражения. Люди были очень напуганы».

Неизвестные звонили не только частным лицам, но и в различные учреждения – больницы, школы, детские сады. Директорам советовали не выводить детей на прогулку и закрыться на карантин. Через несколько часов весь город поддался панике.

Петербуржцы поверили, на АЭС в Сосновом Бору произошла авария. Фото: Commons.wikimedia.org

Йод – стаканами

Днем в городе воцарился настоящий хаос. Люди бросились скупать йод. Вскоре весь запас йодосодержащих препаратов исчез из аптек – все до последнего пузырька было продано взволнованным петербуржцам. Фармацевты не растерялись и взвинтили цены на йод в два раза, но это не остановило жителей Северной столицы. Чтобы спастись от заражения радиацией, они добавляли йод в воду и пили стакан за стаканом.

На выезде из Петербурга образовались многокилометровые пробки: вместо того, чтобы поехать на работу, люди бежали из города. Куда глаза глядят – лишь бы не оставаться в «опасной» зоне.

При этом представители атомной электростанции в новостях по телевизору опровергали сведения о ядерном взрыве, но петербуржцы им не верили. «Мы были уверены, что нас намеренно пытаются успокоить, усыпить нашу бдительность, - рассказывает петербуржец Сергей Воротников. – И чем больше появлялось таких сообщений, тем больше крепло убеждение людей в какой-то недосказанности. Те, кто остался в городе, скупали в магазинах консервы, соленья, джемы. Люди по-настоящему готовились просидеть в своих квартирах длительное время. Хотя, конечно, если бы радиоактивные вещества и правда попали бы в воздух, затворничество бы никого не спасло. Тогда этого никто не понимал: у страха глаза велики».

   
   

Виновного не нашли

Несколько дней Петербург был охвачен паникой. Лишь в конце недели, после череды опровержений от МЧС, сотрудников атомной электростанции и представителей власти, жители города пришли к выводу, что сведения о ядерном взрыве были всего лишь информационным вбросом. Люди перестали покидать город, все чувствовали себя хорошо – за исключением тех, кто в погоне за безопасностью выпил слишком много йода. Больничные палаты были заполнены пациентами с пищевым отравлением.

В связи с таким ажиотажем 21 мая 2008 года вошло в историю как «День йода». «В реальности йод не спасет от радиации, - объясняет терапевт Валерий Трофимов. – Более того его передозировка может привести к печальным последствиям вплоть до летального исхода. Также избыточное содержание йода в организме влечет за собой заболевания щитовидной железы».

Ядерный реактор на ЛАЭС работает исправно. Фото: Commons.wikimedia.org

Петербуржцы решили, что слухи о ядерном взрыве на ЛАЭС могли распространить представители аптечных сетей или обычные хулиганы. Виновного так и не нашли. Случившееся официально назвали «информационным терроризмом».

«В любом событии нужно видеть положительные стороны, - считает Елена Лейчонок. – Эта ситуация научила многих тому, что не надо сразу поддаваться панике. Любую информацию нужно проверять. Сейчас это все очевидно, а 14 лет назад город чуть не опустел из-за какой-то СМС-рассылки. Смешно!».

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.