Рожденный править. Как смерть цесаревича Николая нарушила планы Романовых

Николая с малых лет готовили к тому, что он станет императором. © / Public Domain

Старшего сына Александра II назвали в честь деда – императора Николая I.  Тот был так растроган появлением на свет внука, что вызвал к себе своих младших сыновей. Он велел великим князьям подойти к колыбели и, встав на колени, принести младенцу клятву верности, что те и сделали в присутствии родственников. Никто не сомневался, что этому мальчику суждено будет занять престол, вписав свое имя в историю России. 

   
   

В Николае Александровиче с малых лет видели будущего императора, его любили и воспитывали как справедливого правителя. Ему в жены была выбрана дочь датского короля – миниатюрная красавица Мария София Фредерика Дагмар. Молодые люди симпатизировали друг другу, и их окружение верило, что эта пара станет примером счастливого союза. В день, когда цесаревичу исполнился 21 год, они были помолвлены.

Но судьба распорядилась иначе. Красивый, здоровый юноша, обладавший острым умом и добрым сердцем, неожиданно для всех скончался через несколько месяцев.

SPB.AIF.RU вспоминает, каким был цесаревич, который мог бы взойти на престол, став императором Николаем II.

Воспитание монарха

День рождения первого мальчика в семье цесаревича Александра (будущего императора Александра II) праздновали не только члены венценосной семьи, но и бедняки двух столиц. В честь появления на свет наследника молодые родители сделали щедрый подарок. Они пожертвовали 20 тысяч рублей, которые пошли для милостыни беднейшим жителям Петербурга и Москвы, а также для выкупа неоплатных должников.

Близкие с первых дней жизни окутали ребенка вниманием и любовью. По воспоминаниям современников, мать малыша - Мария Александровна – любила лично заниматься воспитанием сына. Несмотря на то, что за годы брака она родила на свет восьмерых детей, Николай считался ее любимцем.

«Императрица любила его нежнее других и совершенно исключительно занялась им и гордилась его воспитанием. Характеры их были сходны. Николай Александрович гораздо менее походил на государя, чем на мать. С отцом они расходились во многом и друг друга часто не понимали», - писал об этом граф Сергей Дмитриевич Шереметев.

   
   
Александр II с детьми. Фото: Public Domain

Николая с малых лет готовили к тому, что он станет императором. Его воспитателем был Сергей Григорьевич Строганов, человек с блестящим образованием, сенатор, флигель-адъютант императора Николая I. Преподавателями Николая были русский правовед, один из основоположников конституционного права России Борис Чечерин, профессор Московского университета, историк Сергей Соловьев. Оба отзывались о своем ученике, как о способном юноше.

Мальчик рос всеобщим любимцем. Фото: Public Domain

«Если бы мне удалось хоть раз за десять лет подготовить студента, равного по развитию великому князю Николаю Александровичу, я считал бы, что исполнил свою профессорскую задачу», - заявлял Соловьев.

А Чечерин отмечал, что он способен стать самым образованным и либеральным монархом не только в русской истории, но и во всём мире.

Когда Николаю было 12 лет, он стал официально считаться наследником престола: после смерти деда, Николая I, власть перешла в руки его отца - Александра II.

Мальчика старались развивать всесторонне и знакомить со страной, руководить которой ему предстояло. В 1860-х годах он предпринял с наставниками путешествие, которое легло в основу книги «Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма», составленной правоведом Константином Победоносцевым и публицистом Иваном Бабстом.

Претендентки на сердце цесаревича

Со временем помимо образования и воспитания родных Николая стал волновать вопрос, кто сможет составить ему достойную партию, став в перспективе русской императрицей и продолжательницей династии Романовых.

Его матери Марии Александровне была по душе кандидатура дочери принца  Ольденбургского  - Екатерины Фредерики Паулины. Девушка была внучкой императора Павла I и приходилась цесаревичу троюродной сестрой. Она была миловидна, хорошо воспитана и имела репутацию особы с патриотичными взглядами. Принцесса увлекалась русской литературой: читала Пушкина, Тургенева, Лермонтова.

Мария Александровна уже видела ее своей невесткой, мечтая забрать к себе во дворец, но мать девушки - Терезия  Нассауская - была против. Она недолюбливала супругу Александра II и, по воспоминаниям современников, не отличалась нежными чувствами к дочери.

Императрица Мария Александровна. Портрет Франца Винтерхальтера, 1857 год (Эрмитаж) Фото: Public Domain

Граф Сергей Шереметев, считавшийся другом Екатерины Фредерики, писал, что эта ситуация была очень болезненной для девушки, так как та успела полюбить Николая.

«Она была с ним откровенна, делилась с ним своими заботами и житейскими тревогами, к которым рано привыкла, он привлечен был к ней: старался ей помочь и утешить её в трудном её семейном положении, он принимал в ней искреннее участие», - писал он.

Для цесаревича была подобрана другая невеста. Ею стала Мария София Фредерика Дагмар, дочь короля Дании. Во время своего заграничного путешествия жених несколько недель пробыл в Дании, общаясь с миниатюрной принцессой. Проникнувшись взаимной симпатией, молодые люди поставили родных в известность, что намерены сочетаться законным браком. 20 сентября 1864 года, в 21 день рождения Николая, состоялась помолвка.

Николай Александрович с невестой - принцессой Дагмар. Фото: Public Domain

По письмам того времени можно судить, что цесаревич был полон надежд на счастливое будущее, несмотря на периодические приступы надвигающейся болезни.

«Теперь я у берега, Бог даст, отдохну и укреплюсь зимой в Италии, затем свадьба, а потом новая жизнь, семейный очаг, служба и работа… Пора. Жизнь бродяги мне надоела… В Скевенингене всё чёрные мысли лезли в голову. В Дании они ушли и сменились розовыми. Не ошибусь, если скажу, что моя невеста их мне дала, и с тех пор я живу мечтами будущего… Я утешаю себя тем, что у нас вся будущность впереди», - писал он.

Но вскоре сильные боли в спине заставили Николая Александровича слечь в постель. Первое время врачи не могли поставить ему правильный диагноз, предполагая, что имеют дело с простым ревматизмом. Лишь когда появились сильнейшие головные боли специалисты пришли к выводу, что у него туберкулезный менингит.

В Ниццу в начале апреля 1865 года выехал его отец Александр II c сыновьями Владимиром и Александром. К постели умирающего устремилась и его невеста с матерью. Они успели попрощаться с ним. 12 апреля после четырехчасовой агонии Николай умер.

В мае фрегате «Александр Невский» доставил в Кронштадт тело цесаревича. Вскоре он был погребен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

12 апреля после четырехчасовой агонии Николай умер. Фото: Public Domain

Императрица Мария Александровна не смогла присутствовать на похоронах любимого сына. По словам современников, когда она «в первый раз увидела тело покойного сына, то плакала навзрыд так, что дежурные и караульные офицеры не могли удержаться от слёз». 

Граф Шереметев писал, что она так и не смогла отправиться от этого горя.

«Мария Александровна внутренне умерла и только внешняя оболочка жила механической жизнью», - вспоминала Ольга Николаевна, сестра Александра II.

Скоропостижная смерть Николая стала ударом и для принцессы Ольденбургской. Летом 1866 года 19-летняя девушка умерла в Штирии от чахотки.

Русская императрица

После смерти жениха Мария София Фредерика очень сблизилась с его братом Александром, с которым познакомилась у постели умирающего. Александр Александрович, который после гибели брата стал первым претендентом на престол, был покорен хрупкой красавицей.

Мария Федоровна стала матерью последнего русского императора Николая II. Фото: Commons.wikimedia.org

«Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни, тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил мое счастье», - писал он.

В июне 1866 года в Копенгагене он обвенчался с ней, а в 28 октября 1866 года женился в Большой церкви Зимнего дворца.

После принятия православия принцесса Дагмар стала именоваться великой княгиней Марией Фёдоровной, а после восшествия ее супруга на престол – русской императрицей.